Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Безопасность – дело каждого

В Волгограде завершил работу 39-й постоянно действующий семинар при ПС по вопросам строительства СГ

Семинар проходил на тему:  «Региональная безопасность как основополагающая форма обеспечения общественной безопасности Союзного государства»
     
Союзные парламентарии, руководители органов государственной власти регионов и областей России и Беларуси, эксперты и ученые ведущих вузов, представители военных и правоохранительных ведомств РБ и РФ и международных организаций обсудили различные аспекты обеспечения безопасности Союзного государства.
     
Семинар проходил в рамках мероприятий, посвященных 70-летию  Победы в Великой Отечественной войне и освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. Отдавая дань памяти павшим героям, участники семинара возложили цветы к Вечному огню на аллее Героев и посетили мемориальный комплекс «Мамаев Курган».
     
В ходе заседания была рассмотрена деятельность административных структур, обеспечивающих региональную безопасность, совершенствование правовых и организационных основ стратегического планирования, а также практические подходы и методы обеспечения баланса интересов в сфере международного сотрудничества РФ и РБ. 
     
Заседание открыл председатель Комиссии ПС по безопасности, обороне и борьбе с преступностью Валерий Гайдукевич.
     
Он напомнил о том, что Волгоград – один из городов, жители которого не понаслышке знают о том, что такое террористическая угроза. В прошлом году здесь практически один за другим были совершены три теракта: взрыв автобуса 21 октября, взрыв на железнодорожном вокзале 29 декабря и взрыв в троллейбусе 30 декабря. В результате погибли сорок два человека, более ста были ранены.
     
Депутат считает, что случившееся в Волгограде лишний раз доказывает, насколько важно своевременно предотвращать попытки экстремистcкой деятельности националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленные на нарушение единства и территориальной целостности государства, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. К чему это может привести, мы наблюдаем на примере Украины, акцентировал он.
     
Валерий Гайдукевич огласил приветствие Председателя ПС СБиР, Председателя ГД Сергея Нарышкина участникам семинара. 
     
Александр Федунин, и.о. заместителя губернатора Волгоградской области, рассказал о торгово-экономическом сотрудничестве Волгоградской области и Республики Беларусь. Объем взаимной торговли в 2014 году составил 142,8 млн долларов США. В ней участвовало 101 волгоградское предприятие, включая лидеров промышленного производства. В этом году в Беларусь экспортировались металлы и изделия из них (47% экспорта), продукты химического производства (38%), машины и оборудование (8%), текстиль (6%) и прочие товары. Импорт составили основные группы товаров: машины и оборудование (70%), металлы и изделия из них (14%), продовольственные товары (10%), продукты химического производства (4%) и прочие. На территории региона зарегистрированы 25 предприятий с участием белорусского капитала, стабильным спросом пользуется сельхозтехника Минского тракторного завода и РУП «Гомсельмаш». 
     
Кроме экономического партнерства развиваются двусторонние связи и в других сферах. Правительство Волгоградской области считает развитие сотрудничества с Республикой Беларусь перспективным и необходимым направлением работы.
     
Если говорить о региональной системе обеспечения общественной безопасности Союзного государства, то, по мнению специалистов, это совокупность деятельности уполномоченных государственных органов государств – участников СГ, органов местного самоуправления, а также иных органов и организаций, участвующих в обеспечении общественной безопасности, руководствуясь законодательством России и Беларуси. Совместное принятие организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на снижение существующих угроз до приемлемого уровня.
     
Представитель Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Роман Филиппов рассказал о совместной оборонной политике Беларуси и России.
     
Военная безопасность России, Беларуси и Союзного государства в целом обеспечивается их способностью совместными усилиями не только предотвратить возможную агрессию в отношении Союзного государства, но и успешно отразить ее. Достигается это согласованными политическими, дипломатическими, информационными и другими невоенными мерами по предотвращению военных конфликтов, а также своевременным принятием и реализацией совместных решений в целях подготовки и ведения военных действий по отражению агрессии. 
     
В интересах обеспечения военной безопасности министерствами обороны РФ и РБ совместно решается ряд задач, в числе которых – постоянное отслеживание военно-политической и военно-стратегической обстановки вокруг России и Беларуси. Сдерживание иностранных государств от применения военной силы против нас. Совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам совместной обороны. Планирование применения региональной группировки войск (сил) Беларуси и России. Создание объединенных военных систем, прежде всего управления, разведки, противовоздушной обороны, радиоэлектронной борьбы и связи. Совместная подготовка органов военного управления и войск (сил) Вооруженных сил Российской Федерации и Республики Беларусь, предназначенных в состав региональной группировки войск (сил).
     
Президенты России и Беларуси приняли решение каждые два года проводить совместные учения поочередно на российской и белорусской территории. Важнейшее мероприятие совместной подготовки в 2015 году – проведение оперативного учения на территории России «Щит Союза – 2015». 
     
Р. Филиппов отметил, что работа, проводимая министерствами обороны Беларуси и России, строится на основе совпадающих подходов к обеспечению военной безопасности России, Беларуси и Союзного государства в целом, что предопределяет высокую степень интеграции двух стран в сфере обороны. Углубление двустороннего военного сотрудничества, направленного на строительство Союзного государства, выгодно как Российской Федерации, так и Республике Беларусь.
     
Важнейшими направлениями деятельности по укреплению обороноспособности и обеспечению военной безопасности Союзного государства министерствами обороны наших стран определены: проведение совместной оборонной политики; планирование применения и совместная подготовка группировок войск, прежде всего региональной группировки, в интересах совместной обороны России, Беларуси и Союзного государства в целом; унификация действующих в области обороны национальных нормативно-правовых актов; совместное использование объектов военной инфраструктуры; военно-техническое и военно-научное сотрудничество; подготовка военных кадров.
     
Региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации является одной из важнейших составляющих системы военной безопасности в Восточно-Европейском регионе. При этом министерствами обороны Беларуси и России реализация программ и мероприятий Союзного государства в области обороны рассматривается как один из эффективных способов укрепления военной безопасности Беларуси, России и Союзного государства в целом.
     
Д.ф.н., профессор, завкафедрой «Международное сотрудничество» Института менеджмента и маркетинга Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Семед Cемедов поделился своим мнением об этноконфессиональных факторах региональной безопасности Союзного государства.
     
Конфессиональная карта Союзного государства следующая: свыше 23 000 религиозных общин в России, 3030 – в Беларуси. В настоящее время в Беларуси наиболее многочисленные из них – православная (1224 общины), католическая (432 общины), христиан веры евангельской (491 община), евангельских христиан-баптистов (270 общин). В республике проживают также старообрядцы (35 общин), мусульмане (27 общин), иудеи (25 общин), греко-католики (14 общин), лютеране (17 общин), мормоны, кришнаиты и представители других религиозных конфессий.
     
В республике 983 церкви (135 строится) и 347 костелов (38 строится). 
     
Проблемы межэтнических и межконфессиональных отношений опосредованно влияют на безопасность Союзного государства и являются одним из факторов, определяющих национальную безопасность. Профессор обратил внимание участников на проблемы с религиозными: экспертизой, образованием и экстремизмом. По его мнению, в России религиоведческая экспертиза в полной мере не работает. Институт в форме Совета по религиоведческой экспертизе при Министерстве юстиции РФ создан несколько лет назад. Это общественный орган с нерегулярными заседаниями. Комиссия из 25 человек не способна отслеживать вопросы, связанные с судами различных инстанций, отслеживанием литературы и электронной продукции на соответствие законодательству государства. Ученый считает, что подобные комиссии необходимо создавать и в регионах. 
     
Еще одна проблема – компетентность экспертов: знания английского или арабского языков явно недостаточно для профессионального анализа документа или другого источника. Семед Семедов считает целесообразным и для Беларуси, и для России лицензировать работы эксперта-религиоведа и создать профессиональную корпорацию. 
     
Еще одна важная проблема – религиозный экстремизм. Его причины, уверен ученый, лежат «в социальной дезорганизации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе». По его мнению, именно наличие эффективной правовой системы в РБ и РФ способствует защите граждан от поползновений экстремистов.
     
Радикалы от ислама не только стремятся к власти, но считают своим долгом установить контроль над жизнью мусульманской общины, заставить всех мусульман признать их толкование исламских установлений как единственно правильное. Все мусульмане, а также правители мусульманских государств, кто не разделяет взглядов исламистов, являются объектом джихада, то есть джихад может быть против мусульман, якобы сбившихся с пути истинного ислама. 
     
По мнению Семеда Cемедова, для объективного решения этнорелигиозных проблем Союзного государства важно иметь постоянно обновляемую конфессиональную и этническую карту СГ, создать единую правовую базу государственно-этнических и государственно-религиозных отношений, постоянно проводить социологический мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений, создать систему религиоведческой и этнологической экспертизы в дополнение к комиссии при Министерстве юстиции РФ и единую базу данных экстремистских организаций в рамках Союзного государства, определить ежегодный государственный заказ на проведение религиоведческих и этнонациональных исследований, выработать единые критерии определения таких явлений, как «религиозный экстремизм», «национализм», «терроризм», «радикализм».
     
Профессор кафедры «Международное сотрудничество» факультета Института менеджмента и маркетинга РАНХиГС Александр Сухарев основное внимание уделил анализу западных, главным образом американских стратегий по отношению к геополитическому региону восточноевропейского и евразийского пространства, то есть зоне особых интересов Союзного государства. Состояние российско-американских отношений, сказал он, всегда однозначно – это жесткая конкурентная борьба за геополитическое пространство по принципам Уолл-Стрита: «Лучшее слияние – это поглощение». Но никогда еще до получения Западом стратегического форпоста в лице Украины милитаристская угроза так близко территориально не приближалась к нашим границам. И если бы не поддержка России волеизъявления Крыма, уверен он, и не состоявшийся дипломатический прорыв на саммите государств Каспийского региона, то пресловутая доктрина блокадной дуги напряженности и натовская  концепция «контроля трех морей» (а сейчас еще и Арктического шельфа) получила бы свое реальное воплощение. «И если кто-то еще питает иллюзии, что реакция Атлантического альянса была своего рода рефлексией на «агрессию» России, а якобы неожиданное расползание идеологии еврофашизма – это временный перекос в самоопределении нации, то он или глубоко заблуждается, или недостаточно информирован».
     
Говоря об экономической составляющей глобальной безопасности, Александр Сухарев напомнил, что внешний долг США неуклонно растет и сейчас составляет 17 трлн 855 млрд долларов (более 120 тыс. на каждого американца). Основные держатели казначейских обязательств: Япония – 1,2 трлн и Китай – чуть более 1 трлн. Правда, за счет эмиссии доллара как резервной валюты США получают ежегодную ренту в размере примерно 1 трлн. Однако это уже не спасает от прогнозируемой паники на фондовом рынке с возможным падением курса акций до 50%.
     
Еще более сложная ситуация в банковском секторе Европы, где объем опасных и слаболиквидных активов превысил 1 трлн долларов. Предстоящая санация 25 банков стран Евросоюза вряд ли кардинально изменит ситуацию в лучшую сторону.
     
Мир вступает в очередную фазу борьбы за топливно-энергетические ресурсы. Будущее народов нашего Союзного государства будет связано с природными богатствами Арктики, где только стоимость совокупных запасов нефти превышает 30 трлн долларов, не говоря уже о месторождениях газа, никеля, золота, алмазов. Но это еще и уникальный транспортный транзит между Азией и Европой. При прогнозе в 125 судоходных дней в году экономия морской перевозки грузов только на топливе составит более 1 млрд евро. Конкурентная гонка за этот регион только разворачивается. Но уже сейчас члены Арктического совета США и Канада активно продавливают идею об интернациональном статусе Арктического шельфа и одновременно приступили к строительству военных ледоколов.
     
Таким образом, создание альтернативных и самодостаточных региональных экономических союзов (БРИКС, ШОС, ЕЭС) с расчетами в национальных валютах является прямой угрозой финансово-распределительной системе Запада, о чем прямо было заявлено на Всемирном экономическом форуме. Подводя итоги, профессор пояснил, что консолидированный в целом Запад не без давления со стороны США концептуально и институционально оформил новую редакцию внешнеполитической доктрины жесткого противостояния, в связи с чем миротворческой логики от них ждать не приходится. США получили для этого серьезный и, по всей вероятности, долгосрочный (не менее 5-7 лет) военно-стратегический ресурс в лице пришедшего к власти на Украине праворадикального режима.