Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Таможенники всегда на переднем крае

Александр ПЕТРОВ, начальник Оперативно-аналитического управления Государственного таможенного комитета Беларуси

– Таможенная служба Беларуси работает в условиях постоянного поиска компромисса и разумного баланса. С одной стороны, между контролем товаров и транспортных средств, что обеспечивает необходимую безопасность, и скоростью обработки груза для сокращения затрат субъектов хозяйствования. С другой стороны, между снижением нагрузки для защиты национальных производителей и одновременным повышением сбора налогов. 

Объем товаров, перемещаемых через Беларусь в год, составляет примерно 100 миллионов тонн. 77 процентов из них приходится на железнодорожный транспорт, 23 процента – на автомобильный. 90 процентов товаров транзитного потока, перемещаемого через Беларусь, – российские.

Интересен тот факт, что ежегодно белорусскую границу пересекают 2 миллиона 400 тысяч автомобилей, через все пункты России проезжает более 5 миллионов автомобилей. И это притом, что в Беларуси – 10 миллионов населения, в РФ – 150 миллионов. 

В связи с этим правовые основы взаимодействия таможенных служб двух стран должны быть заложены в межнациональном нормативном акте. Над этим работает экспертная группа Таможенного союза. Уже в ноябре она может завершить разработку Таможенного кодекса и отправить ее на дальнейшее согласование. В документе будут отражены международные нормы перемещения товаров и транспортных средств, а также правовая база для реализации межгосударственных программ «Одно окно», «Уполномоченный экономический оператор», «Две службы на границе», «Транзит Таможенного союза».

Таможенный кодекс будет основан на главных международных рамочных стандартах. Среди них обязательный обмен электронной информацией между таможенными службами и субъектами хозяйствованиям в отношении перемещаемых товаров. К слову, уже сейчас между Беларусью и Россией информационный обмен ведется практически по всем направлениям. Обязательно будет использоваться и система анализа рисков. В рамках Таможенного комитета Союзного государства сформирована рабочая группа, которая формирует совместные профили рисков для территории двух стран. В частности, это касается и контроля занижения таможенной стоимости. Еще один стандарт – применение технических средств, позволяющих осуществлять контроль без вскрытия транспортных средств и багажа. Сегодня на территории Беларуси есть пять инспекционно-досмотровых комплексов (как стационарных, так и мобильных), которые эффективно проверяют большегрузные машины. Планируется, что их количество возрастет до десяти. В России насчитывается порядка 50 таких комплексов. 

В целом, сотрудничество между таможенными службами Беларуси и России налажено на самом высоком уровне. Хорошей проверкой на прочность этого взаимодействия стал чемпионат мира по хоккею в Минске. С целью противодействия ввоза наркотиков и взрывоопасных веществ на территорию Беларуси была организована специальная международная таможенная операция «Лед». Результат совместной работы увидели все. Спортивный форум прошел спокойно и без происшествий.