Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Архивы без пыли

Экспертно-медийный семинар «Звуковая среда народа», организованный при участии Постоянного Комитета Союзного государства, прошел в Санкт-Петербурге.

Встреча была посвящена проблемам изучения и сохранения звуковых фольклорных архивов России и Беларуси.

Место для проведения семинара было выбрано неслучайно. Пушкинский дом, он же Институт русской литературы РАН, является крупнейшим в мире хранилищем звукозаписей фольклора. Сегодня их насчитывается более 200 тысяч, и они включены в Мировой регистр программы «Память Мира» ЮНЕСКО. Значительную часть архива составляют звукозаписи устного народного творчества, зафиксированные на территории Беларуси с 1908 по 1938 год. Ценность звуковой коллекции абсолютна, считает заведующий фонограммархивом Пушкинского дома Юрий Марченко.

– Формирование русской национальной идентичности невозможно без обращения к истокам. Все, о чем зачастую спорит человечество, есть в фольклоре, – говорит он. 

Ранние записи фольклорного архива выполнены при помощи фонографа на специальные восковые цилиндры или диски с восковой основой. С каждым новым воспроизведением звуковая запись, выполненная на этих носителях, затирается, теряется ее уникальное звучание. В ходе научного семинара ученые России и Беларуси пришли к выводу, что оригиналы записей нуждаются в профессиональной реставрации и переводе на современные носители.
 
– Мы давно знакомы с белорусскими коллегами. Но встреча на таком уровне проходит впервые, – рассказывает этномузыколог, член Союза композиторов России Екатерина Дорохова. – Основное решение, принятое в ходе обсуждения, – создать цифровой дубль-фонд звукового фольклорного наследия. Он облегчит совместную работу и обеспечит высокую степень сохранности этих ценнейших материалов.

Забытые народные напевы, трогательные повествования деревенских сказок и древних былин – все эти записи из фонда фонограммархива разливались по большому залу Пушкинского дома в исполнении фольклорного ансамбля. На слух современному человеку вряд ли удастся различить хотя бы несколько слов. Часть материала звучит на давно забытых диалектах. К тому же наше классическое музыкальное мышление отличается от музыкального мышления наших предков. Но для участниц фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова собирание и исполнение фольклора являются смыслом жизни. 

– Для каждой из нас изучать фольклор – это призвание, – признается одна из исполнительниц. – С детских лет мы поем в ансамблях, народных хорах. Ни одна из нас не мыслит свою жизнь без занятий традиционной народной культурой. В будущем мы станем педагогами, артистками ансамблей, кто-то займется научной работой, глубоким изучением фольклора.

Советский писатель Чингиз Айтматов в романе «Буранный полустанок» создал страшный образ человека без памяти. Так называемый Манкурт не помнит своих родных, свое прошлое. Он – бездушное рабское создание. К сожалению, этого литературного героя все чаще можно встретить в реальной жизни. Фольклор – это то, что напоминает нам о наших корнях. Благодаря архивным записям, которые запечатлели нашу генетическую память, память нашей культуры, мы осознаем, кто же мы есть в этом мире. Сохранение фольклора – это дело стратегической важности для каждого народа, считает директор Пушкинского дома Всеволод Багно:

– Фольклор – это наше прошлое, которое мы должны донести до потомков. Иначе не будет нас вместе с прошлым, потому что о нас забудут точно так же, как мы забываем о своих предшественниках. Фольклор – это наша культура, наше достояние. Без памяти все народы исчезнут с лица Земли.

Все, что связано с архивами, воспринимается как нечто неживое, пыльное. А все потому, что те, кто должен доносить эту культуру, делают это безынтересно. Архивные материалы порой сложны для понимания. Так почему же не сделать такую версию архивных документов, которая будет близка современному человеку и при этом не замутнит источник?! Такой подход привлечет к архивам гораздо большее внимание, а заинтересованные получат эстетическое удовольствие. А пыли, кстати, вообще не должно быть в архивах. Ведь это признак того, что архивными материалами никто не пользуется.