Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Ключевое направление – подготовка кадров

Позиция

Председатель Комитета Государственной Думы по образованию Александр Дегтярев считает, что в XX веке российская система инженерного образования считалась одной из лучших в мире. Об этом он рассказал на парламентских слушаниях в Совете Федерации.


Традиции российской системы инженерного образования, адаптированные к условиям советской экономики, в кратчайшие сроки обеспечили ее развитие: создание космических технологий, атомной промышленности и так далее. Но развитие отечественной инженерной школы является важнейшим фактором экономического прогресса и современной России и одной из стратегических задач. Поэтому хотел бы заострить внимание на одном из ключевых направлений инженерного образования – подготовке кадров для оборонно-промышленного комплекса. Поскольку это важнейший фактор стратегического развития и безопасности нашего государства, требующий  развития и внедрения передовых технологий, современного оборудования как составляющих, обеспечивающих достижение необходимых результатов.

 Сегодня решение этой проблемы зависит от эффективного взаимодействия всех участников: государства, общества, системы образования и, конечно, личности.

Два слова о тех проблемах, которые, на мой взгляд, заслуживают особого внимания.

 С 2011 года изменился порядок реализации государственного плана подготовки инженерных кадров и научных работников для организаций оборонно-промышленного комплекса в части, например, необходимости заключения договоров между вузами и органами государственной власти, обязанности выдачи абитуриентам направлений на целевой прием от предприятий оборонно-промышленного комплекса в вузы, обязательности заключения договоров на подготовку кадров между вузами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса. 

В результате изменились контрольные цифры целевого приема, что привело к увеличению числа вузов, осуществляющих подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса, в два с половиной раза – с 55 до 120 (при этом среди них оказались непрофильные вузы, которые раньше никогда не занимались этой подготовкой, в том числе педагогические, лингвистические, экономические вузы, вузы дизайна, технологий и так далее), к существенному снижению контрольных цифр целевого приема для оборонно-промышленного комплекса в вузах, традиционно готовящих кадры для ОПК. Для ряда вузов задание государственного плана в рамках целевой подготовки специалистов было сформировано впервые и ориентировано на малую численность студентов, что, в свою очередь, влечет дополнительные финансовые расходы. Это также привело к включению в заявки предприятий направлений подготовки по специальностям, не входящим в утвержденный перечень групп специальностей, и к снижению почти вполовину количества договоров между студентами и предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Экспертным сообществом инженерно-технических вузов предлагаются следующие меры для обеспечения устойчивости системы подготовки кадров для предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса. При этом учитывается, что Министерство образования и науки Российской Федерации уже приступило к разработке такой программы, рассчитанной до 2020 года. Тем не менее хотелось бы, чтобы в этих документах нашли отражение такие болезненные моменты, как установление контрольных цифр целевого приема для оборонно-промышленного комплекса в вузах, которые традиционно готовят эти кадры. Желательно предусмотреть отсрочку от призыва на военную службу для граждан, окончивших вузы по специальностям, обеспечивающим научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность и высокотехнологичное производство, и работающих на предприятиях и в организациях оборонно-промышленного комплекса. Необходимо поднять роль фундаментальной науки для поддержки таких университетов, рассмотреть вопрос о возможности освобождения от уплаты НДС услуг по выполнению научно-исследовательских работ, проводящихся по этому профилю, и включения затрат на подготовку кадров в себестоимость продукции оборонных предприятий.

В проекте рекомендаций парламентских слушаний часть из этих предложений уже нашли отражение. Хотелось бы, чтобы был сделан акцент именно на проблему подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса.

 Как решает эти вопросы новый закон «Об образовании в Российской Федерации»? Статья 81 впервые закладывает как норму закона особенности подготовки кадров для оборонного комплекса страны, статья 72 гласит об интеграции университетских центров и возможностях сетевого взаимодействия и, наконец, статья 56 актуализирует проблему целевого приема, которая очень важна для подготовки кадров для этой отрасли.

 Хотелось бы, чтобы действие этого закона, а также предложения специалистов получили развитие в правоприменительной практике.