Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


От зрелищности – к реалиям

С 20 по 26 сентября 2013 года на территории Беларуси и европейской части РФ прошли совместные учения ВС двух стран «Запад-2013».


Для ВС РФ это были очередные стратегические учения, которые ежегодно проводятся в одном из четырех военных округов. Первыми из них были как раз «Запад-2009». За исключением Восточного ВО, в зоне ответственности которого союзников у нас нет, остальные три округа проводят «свои» стратегические учения совместно с ВС стран – членов ОДКБ: «Запад» – учения Западного ВО и ВС Беларуси; «Кавказ» – Южного ВО и ВС Армении; «Центр» – Центрального ВО и ВС Казахстана, а также, по возможности, Киргизии и Таджикистана (военный потенциал этих двух стран, увы, очень ограничен).

Среди основных целей учений «Запад-2013» – совершенствование оперативной совместимости штабов различных уровней, а также сопряжение перспективных систем управления войсками и оружием. Тем более что со времени проведения «Запада-2009» системы управления войсками значительно усовершенствовались. Необходима была их практическая проверка самим ВС РФ, а также отработка взаимодействия с белорусскими системами аналогичного назначения. 

На белорусской территории  в учениях участвовали около 13 тысяч военнослужащих (в т.ч. 2,5 тыс. российских), было задействовано до 350 единиц бронетанковой техники, в том числе около 70 танков, свыше 50 единиц ствольной и реактивной артиллерии, более 50 самолетов и вертолетов. На российской территории в учениях участвовали 9,4 тыс. военнослужащих (в т.ч. 200 белорусских), до 180 единиц техники, включая 10 танков, около 40 самолетов, до 10 боевых кораблей. 

Тактические действия войск проходили на трех полигонах в Беларуси (Брестском, Гожском, Обуз-Лесновском) и на двух полигонах (Хмелевка и Правдинский) в Калининградской области России. Сценарием учений была предусмотрена борьба с террористическими группировками, проникшими на территории Беларуси и самого западного российского региона. 

В ходе действий на белорусских полигонах ВС этой страны отрабатывали применение тактических ракет «Точка» и реактивных систем залпового огня «Смерч». Для воздушной разведки широко использовались беспилотники, которых все больше становится в ВС обеих стран. Основу совместной группировки составили подразделения белорусских 6-й и 11-й механизированных бригад и российской 9-й мотострелковой бригады. Руководство операцией в рамках учений осуществлялось с полигона Обуз-Лесновский, расположенного в Барановичском районе Брестской области. Здесь находился центр оперативного управления, развернутый на базе бригады управления 20-й общевойсковой армии ВС РФ. В то же время совместная группировка спецназа и ВДВ создавалась на базе Сил специальных операций ВС Беларуси. Основу группировки составила 38-я мобильная бригада белорусской армии. 

В заключительный день учений «боевые действия» разворачивались на российской территории, в самой западной ее части. Наиболее зрелищная часть учений прошла на полигоне Хмелевка в районе Балтийска (главной базы Балтийского флота РФ), где в борьбе с террористами приняли участие ВМФ и ВВС РФ. В нанесении авиационного удара по условному противнику, кроме «старых добрых» фронтовых бомбардировщиков Су-24 и ударных вертолетов Ми-24, приняли участие новейшие истребители-бомбардировщики Су-34, прилетевшие с базы Балтимор под Воронежем (эти самолеты поступают на вооружение ВВС РФ с 2011 года). С четырех больших десантных кораблей (в т.ч. черноморского БДК «Азов» и североморского БДК «Георгий Победоносец», находящихся сейчас на Балтике) был высажен десант морской пехоты на новейших, только что поступивших на вооружение БТР-82А. Эти тяжелые машины хорошо показали себя на плаву в достаточно сложных (дождь и очень сильный ветер) погодных условиях. Высадку обеспечивали корветы пр. 20380 «Стерегущий», «Сообразительный» и «Бойкий», поступившие в состав Балтийского флота в последние 5 лет. Завершающим эпизодом учений стала высадка подразделения 103-й мобильной бригады ВС Беларуси с десантного корабля на воздушной подушке «Мордовия» пр. 12322. Это первый подобный опыт для армии «сухопутной» Беларуси. За учениями на Хмелевке наблюдали президенты обеих стран, а также военные атташе более чем 60 стран в РФ. 

  У многих наблюдателей скептицизм вызвал сценарий учений: откуда в белорусском Полесье и Янтарном крае России крупные, хорошо вооруженные группы террористов? Скептицизм этот отчасти обоснован, здесь им действительно взяться неоткуда. На встрече с журналистами и военными экспертами на следующий день после окончания «Запада-2013» министр обороны РФ Сергей Шойгу совершенно четко заявил: «Нам надо окончательно уходить от таких постановочных учений». Это, однако, ни в коем случае не означает, что учения были бесполезными. Учения вообще по определению полезны, без них армии умирают. Применительно к конкретному «Западу-2013» есть целый ряд дополнительных аспектов.

Во-первых, части ВС Беларуси и Западного ВО РФ в рамках операций ОДКБ могут оказаться в тех регионах, где антитеррористическая тематика по-настоящему актуальна.

Во-вторых, важнейшей задачей учений, как было сказано выше, стала отработка взаимодействия армий двух стран в условиях применения новой техники и систем управления.

В-третьих, в ходе учений на территории России (в Нижегородской и Смоленской областях) проверялись вещи, сильно подзабытые за последние два десятилетия. Речь идет о взаимодействии ВС с гражданскими органами власти и экономическими субъектами в условиях войны и о территориальной обороне. В связи с радикальными изменениями политической и экономической систем России по сравнению с СССР вопросы мобилизационной готовности требуют совершенно новых подходов и новой нормативной базы, что подчеркнул С. Шойгу на вышеупомянутой встрече. Также совершенно новых подходов требует территориальная оборона (т.е. защита тыла) в условиях значительного роста угрозы со стороны диверсионных формирований и применения высокоточного оружия. Кстати, в Беларуси все эти вопросы отработаны гораздо лучше, чем в России. 

Кроме того, необходимо учитывать международный аспект. Именно в европейской части бывшего СССР любые действия армий, в том числе учения, подвержены множеству ограничений по различным договорам. В частности, если на учениях задействовано более 9 тыс. чел., на них необходимо приглашать иностранных наблюдателей. 

Учения «Запад-2013» были плановыми, о них было известно еще год назад. Тем не менее уже несколько месяцев политики и журналисты ряда европейских стран, особенно, конечно, Балтии и Польши, нагнетали истерию по поводу этих учений. Здесь до сих пор ждут вторжения «русских агрессоров». Видимо, еще и поэтому учениям был придан характер, максимально далекий от сценария классической (армия против армии) войны, тем более – от отработки наступательных действий армейских соединений. 80 танков и 90 самолетов маловато для агрессии. К тому же была обеспечена максимальная открытость учений: иностранные военные атташе заняли половину Ту-154, прилетевшего с подмосковного Чкаловского на калининградский аэродром Храброво утром 26 сентября. 

Интересно, что одновременно с «Западом-2013» Россия и Польша проводили совместные учения ВВС по перехвату захваченного террористами пассажирского самолета, причем с российской стороны в учениях участвовали Су-27, дислоцирующиеся в Калининградской области.

Как заявил Сергей Шойгу, масштабные учения ВС РФ, разных округов, флотов, родов войск и видов ВС перестают быть сенсацией и становятся рутиной. Они неизбежно будут утрачивать зрелищность именно потому, что перестанут быть постановочными. Зато они будут все ближе к реальным сценариям тех войн и конфликтов, в которых предстоит участвовать российские армия и флот. Министр также отметил, что во внезапные проверки, через которые в этом году прошли все ВС РФ (особенно грандиозными были летние внезапные учения Восточного и Центрального округов), необходимо вовлекать союзников по ОДКБ, в первую очередь – армии Беларуси и Казахстана (по-настоящему полезное и взаимовыгодное взаимодействие у нас пока есть только с ними), что потребует создания новой нормативной базы. Только таким способом удастся выявить реальное состояние боеспособности ВС наших стран, устранить имеющиеся недостатки и отработать максимальную степень взаимодействия в любых условиях обстановки. Тогда ОДКБ (даже в «урезанном» варианте трех стран, составляющих Евразийский союз) станет серьезнейшей геополитической силой в масштабах не только Евразии, но и всей планеты.