Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Интеграция в цифрах и фактах

Территория и ресурсный потенциал евразийского пространства огромны. Страны региона занимают площадь  22,3 млн кв. км, в них проживают 281 млн человек. 

Здесь сконцентрировано 25 процентов разведанных в мире базовых видов полезных ископаемых, примерно 40 процентов мировых запасов природного газа, 25 – каменного угля, 20 - нефти, 25 – леса, 13 – пахотных земель и 11 процентов пресной воды. Площадь сельхозугодий оценивается в 524 млн га, а доля стран региона в мировом производстве зерна достигает 63 процента. 

Их промышленный потенциал – около 10 процентов мирового промышленного производства. Это весомый аргумент «за» евразийскую интеграцию, считает председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Татьяна Москалькова.

Если говорить о Таможенном союзе, то, несмотря на его молодость, по ряду направлений в нем уже достигнуты весомые результаты: объем взаимной торговли стран-участниц вырос почти на 40 процентов, улучшилась структура торговли. Если в экспорте Казахстана и России доминирует сырье, занимая 70-80 процентов внешнего оборота, то во взаимной торговле трех стран доля сырья составляет лишь 40 процентов. До 20 процентов  – машины и оборудование, около 12 процентов – продовольственные товары. И новый рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы расширяется. 

К 2015 году, по расчетам экспертов, прирост ВВП в Таможенном союзе будет свыше 15 процентов. 

Следующая ступень интеграции – Единое экономическое пространство. В целом по государствам Единого экономического пространства и Таможенного союза прирост ВВП в 2012 году составил около 4 процентов, в России – 3,8, Беларуси – 2,5 и Казахстане – 5,2 процента. Если говорить об экономических показателях деятельности ЕЭП за январь – август 2012 года, то наибольший прирост достигнут в сфере инвестиций в основной капитал – 7,1 процента в целом. Рост грузооборота транспорта (без трубопроводного) – 6 процентов, объем розничной торговли увеличился на 6,9 процента, численность безработных снизилась на 19,1 процента.

Для обеспечения успешного функционирования Единого экономического пространства ведется беспрецедентная нормативно-правовая деятельность. Подписаны и с 1 января 2013 года вступили в силу 17 соглашений, формирующих экономическую политику ЕЭП. Впервые за 20 лет с момента образования суверенных государств в интеграционной системе на постсоветском пространстве появился наднациональный орган – Евразийская экономическая комиссия, которая самостоятельно решает ряд вопросов, связанных с техническими регламентами, конкурентной политикой, антидемпинговыми программами и т.д.

Если говорить о законодательном обеспечении деятельности интеграционных структур, то за последние годы, по самым скромным подсчетам, было рассмотрено и ратифицировано около 250 международных договоров, которые сейчас составляют нормативно-правовую базу Таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Тем не менее этого недостаточно: отсутствие единой правовой основы стало серьезным камнем преткновения на пути интеграции. Без гармонизации и унификации законодательства трех государств, без выполнения соглашений международного характера, выработанных, принятых и ратифицированных ЕврАзЭС, полномасштабный процесс интеграции, на мой взгляд, невозможен.

Государственная Дума обеспечивает работу Таможенного союза и формирование Единого экономического пространства, ратифицирует в приоритетном порядке и трехсторонние, и двусторонние соглашения, гармонизирует и унифицирует законодательства трех стран, приводит российское законодательство в соответствие с соглашениями по ЕЭП. К сожалению, эта работа в трех государствах идет не системно, а фрагментарно, не имеет плановой основы, а самое главное – не имеет внутренней нормативной базы, которая, например, обязывала бы российский парламент проводить экспертизу национальных законов на соответствие соглашениям, достигнутым в рамках ЕврАзЭС, не говоря уже о рекомендациях. Если у нас не будет системы контроля и ответственности за невыполнение этих действий, то эта работа по-прежнему будет осуществляться не на государственном, а на кустарном уровне. Пока же принятые документы остаются в недрах ЕврАзЭС  или профильных комитетов.

Необязательное отношение к международным актам в рамках ЕЭП и Таможенного союза привело, на мой взгляд, к снижению уровня ответственности за рекомендации, вырабатываемые МПА ЕврАзЭС. 

Тогда как решение такой амбициозной задачи, как создание Евразийского экономического союза, требует серьезной перестройки межпарламентского взаимодействия. 

Евразийский экономический союз не имеет альтернативы. Это требование времени и единственный путь, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы мировой экономики. ЕЭС имеет все основания стать новым центром силы мировой экономики и ускорить процесс образования многополюсного мира с активным участием новых игроков.