Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Двойная ответственность университетов

В Минске прошел I Форум Союзного государства вузов инженерно-технологического профиля

Инициаторами проведения форума выступили Белорусский национальный технический университет и Российский государственный технологический университет имени К. Циолковского. Идея была поддержана Постоянным Комитетом Союзного государства, Государственным комитетом по науке и технологиям и Министерством образования Республики Беларусь, Министерством образования и науки Российской Федерации и другими структурами.

Тем, что белорусы учатся в России, а граждане соседней страны приезжают за образованием в Беларусь, никого не удивишь: в текущем учебном году в вузах Российской Федерации обучается более 13 тысяч граждан Беларуси, в вузах Республики Беларусь – около 2 тысяч студентов из России. Прошедший в Минске первый Форум Союзного государства вузов инженерно-технологического профиля показал, что и университетам двух стран есть чему поучиться друг у друга.
Уже сам перечень вузов, руководители и преподаватели которых приехали в Минск, свидетельствует об уровне общения и степени взаимного интереса. В белорусской столице побывали гости из Российского государственного технологического университета имени К.Э. Циолковского (МАТИ) и Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, МГТУ имени Н.Э. Баумана и Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, университетов из Воронежа, Твери, Саратова, Ижевска, Ульяновска, Курска, Рязани, Владимира…
В форуме приняли участие более 20 вузов из Беларуси и России, представившие для обсуждения свыше 80 проектов в области машиностроения и приборостроения, энергосбережения и рационального природопользования.
– Я очень рад, что первый форум Союзного государства вузов инженерно-технологического профиля состоялся, – сказал Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. – Крайне важно именно сейчас, когда Россия и Беларусь взяли курс на модернизацию и технологическое развитие, наладить взаимодействие специалистов сферы науки и техники. Ведь именно им предстоит решать эти масштабные задачи.
По мнению Госсекретаря, на высших учебных заведениях лежит двойная ответственность. Во-первых, вузы должны оставаться на острие научно-технического прогресса, а во-вторых, готовить профессионалов для работы в сфере промышленности, науки.
Эта работа уже ведется свыше десяти лет в рамках Союзного государства.
– Мы реализуем программы, которые направлены на создание интеллектуального и материального инновационного продукта. На эти цели выделяется примерно половина бюджета Союзного государства. В текущем году – это порядка 2,5 миллиарда рублей, – сказал Григорий Рапота.
По мнению ректора Белорусского национального технического университета Бориса Хрусталева, главной целью проведения форума являлось создание научно-технологической и инновационной инфраструктуры, направленной на реализацию политики обоих государств по формированию конкурентоспособной экономики.
– Очевидно, что без межгосударственной кооперации невозможно воплотить в жизнь наши амбициозные проекты. Нам необходимо активизировать работу по созданию международной информационной базы данных научных школ, тематики фундаментальных исследований и прикладных научно-технических разработок международного уровня, создавать кадровые модули из специалистов разных стран, – считает он.
Министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич назвал приоритетные направления научного сотрудничества вузов двух стран: нано- и информационные технологии, фармацевтика, зеленая энергетика. «Мы будем всячески поддерживать усилия белорусских университетов, направленные на интеграцию с российскими вузами. Университеты Беларуси и России заключили более чем 800 двусторонних договоров», – сказал министр.
Инициаторы проекта собираются предложить сотрудничество всем вузам инженерно-технологического профиля. Причем взаимодействовать они будут не только на уровне университетов, но и на уровне отдельных кафедр: вести совместные научные исследования, обмениваться студентами и преподавателями.

Ирина ДЕРГАЧ