Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Главные приоритеты – семье

Союзное государство озаботилось проблемами демографии

Вопросы социальных гарантий белорусов в России и россиян в Беларуси напрямую касаются миллионов, вот почему эта тема оставалась одной из главных с самого начала строительства Союзного государства.

Право на помощь

Концепция социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы по счету уже вторая. Первая была разработана на 2000-2004 годы, а затем ее действие было продлено еще на пятилетку. Несомненным достижением прошлого стал двусторонний договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, который подписан в 2006 году. Это соглашение урегулировало порядок выплат в случае потери кормильца, увечья на производстве или профзаболевания, полученного во время работы белорусов в России и россиян в Беларуси, инвалидности.  Кроме того, благодаря данному документу введен принцип взаимозачетов в назначении пенсий. В рамках Союзного государства граждане Беларуси и России получили одинаковые гарантии на получение медицинской помощи, в вопросах трудоустройства. Немаловажный момент – взаимное признание дипломов и профессиональных квалификаций. Одним словом, работа по обеспечению равных прав граждан обеих стран на основе сближения норм законодательства велась по всем направлениям. Этих же принципов Союзное государство придерживается и в текущей пятилетке.

Двое лучше

Вместе с тем во второй концепции есть и определенные отличия. Во-первых, как отметила директор Научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Светлана Шевченко, в решении некоторых проблем по-новому расставлены акценты. К примеру, в области социальной защиты населения планируется направить усилия на повышение адресности социальной помощи. Во-вторых, часть вопросов, которые затрагивают различные стороны социальной сферы, представлена значительно объемнее и детальнее. Неудивительно, что в документе расширилось количество разделов. Всего их насчитывается 12, причем некоторые из них появились впервые, в том числе и раздел по демографии.
И это отнюдь не случайно, так как демографическая ситуация как в России, так и в Беларуси оставляет желать лучшего. Несмотря на то что рождаемость в наших странах наконец-то стала увеличиваться, а младенческая и детская смертность значительно снизилась, проблем в данной сфере все еще предостаточно.
В Беларуси с октября прошлого года вдвое были увеличены единовременные пособия в связи с рождением детей: на первого ребенка данная выплата сегодня составляет 10 бюджетов прожиточного минимума, на второго и последующих – 14 БПМ. Кардинальные изменения в ближайшее время коснутся и пособий по уходу за малышами до трех лет. Планируется привязать их выплату к средней заработной плате по стране и дифференцировать размер выплат в зависимости от очередности появления ребенка в семье: на первого – 35 процентов от средней зарплаты, на второго – 40.
Наши страны единодушны и еще в одном вопросе: всем детям необходимо предоставить одинаковые стартовые возможности. Поэтому неблагополучные семьи должны постоянно находиться в центре особого внимания, ведь там в первую очередь страдают дети. Задача государства – обеспечить каждому ребенку качественное образование и нормальные условия жизни.

Рынок труда - под контролем

Приходится признавать, что свободное перемещение людей по территории разных государств имеет не только плюсы, но и минусы, так как рано или поздно приходится сталкиваться с отсутствием четкого представления о масштабах миграции. Как правило, люди трудоустраиваются в соседней стране не с помощью организаций, которые официально оформляют договора, а ищут работу сами, а значит, и отследить их передвижения практически нереально. В то время как любому государству элементарный статистический учет просто необходим. Хотя бы потому, чтобы просчитать масштабы изменений на рынке труда и оценить потенциал той рабочей силы. К тому же с помощью такой информации намного проще проводить модернизацию экономики, определяться с нужными и избыточными кадрами.  
Стоит отметить, что Беларусь время от времени делала запросы в Федеральную службу миграции России, и российские специалисты проводили разовые мониторинги, базируясь на данных по месту регистрации наших соотечественников. Однако теперь назрела необходимость сделать такие исследования постоянными. Поэтому одно из направлений нынешней концепции – совместная работа по проведению мониторинга общего рынка труда. Очевидно одно: оба государства заинтересованы в том, чтобы трудовая миграция была легальной и предсказуемой.

Светлана ЛОЦМАНОВА