Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Сегодня и завтра Союзного государства

Накануне празднования Дня единения народов Беларуси и России в РИА «Новости» прошел видеомост между Москвой и Минском, посвященный развитию Союзного государства – самого знакового интеграционного проекта на пространстве СНГ

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Постоянный Комитет Союзного государства предложили его участникам – союзным депутатам и экспертам двух стран – обсудить не только достигнутые результаты, но и перспективы дальнейшего становления Союзного государства.

Виктор Косоуров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, напомнил собравшимся, что отношение к созданию российско-белорусского Союзного государства было неоднозначным: скепсиса и скептиков было предостаточно. Но сегодня очевидно, что именно Союзное государство явилось фундаментом для формирования и Таможенного союза, и Единого экономического пространства. 18 ноября 2011 года президенты Беларуси, Казахстана и России подписали документы следующего этапа интеграции  – Декларацию Евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии, Решение о Регламенте Евразийской экономической комиссии. Конечная цель – создание к 2015 году Евразийского экономического союза.
Виктор Косоуров убежден: «Союзное государство не утратило свой статус и привлекательность, и вот почему.  В новых формах объединения отсутствуют политические, социальные, культурные, гуманитарные, военно-технические аспекты сотрудничества. В Союзном государстве эти направления есть, укрепляются и будут служить примером для следующих этапов интеграции. Тесное экономическое взаимодействие Беларуси и России в рамках Союзного государства существенно снизило влияние на них финансового кризиса. Это свидетельствует об огромном потенциале российско-белорусского союза, который с принятием важных решений в нефтегазовой и банковской сферах, договоренностей о строительстве белорусской АЭС стал еще весомее».
Российский сенатор посетовал на то, что ряд проблем до конца все же не решен, и считает, что членам Парламентского Собрания необходимо сосредоточить на них основное внимание. Это круг вопросов, касающихся  собственности Союзного государства, дисциплины исполнения союзных программ и совершенствования нормативно-правовой базы. Тем не менее в актив союзным законодателям можно записать постановление, принятое на 40-й сессии Парламентского Собрания, в котором Совету министров Союзного государства предложено подумать о создании наднационального органа, уполномоченного вести реестр союзного имущества, а также разработать порядок ведения, пользования и  распоряжения этим имуществом, – до 1 июля этого года. Совершенствуя интеграционные процессы в масштабах Союзного государства, мы создаем предпосылки для успешной реализации задач нового этапа интеграции, убежден В. Косоуров. Будущее – за Евразийским экономическим союзом.
Олег РумЯнцев, президент Фонда конституционных реформ, кандидат юридических наук, в 1996-1998 годах непосредственно участвовал в  разработке Договора о Союзе Беларуси и России.
Сегодня стоит вопрос: как развиваться дальше? В Конституции РФ, уверен Олег Румянцев, должна появиться новая глава – о России в союзе государств. Это приведет к делегированию некоторых полномочий и предметов ведения наднациональным органам власти. Без непосредственного применения органами власти и гражданами государств-членов решения союзных институтов будут буксовать. В правовой системе Союзного государства ключевым должен стать уровень именно союзных решений прямого действия, имеющих юридическую силу. Мы накопили большой опыт, но в системе  власти наших стран не хватает союзного «этажа», а он необходим, и его надо в эту систему встраивать.
Вопросы об участии государств в союзе государств, о том, как выстраивать наднациональную правовую систему, как она будет развиваться и соотноситься с национальными правовыми системами – с учетом опыта Евросоюза и вероятного расширения участников Союзного государства – должны стать предметом нового общественного дискурса, темой парламентской и межпарламентской дискуссий, открытых и незашоренных. И тогда эту тему можно будет вынести на всенародный референдум, лучше всего – в рамках референдума по принятию новых редакций конституций обоих государств.

Наталия СмородинскаЯ, руководитель Центра полюсов роста и особых экономических зон Института экономики РАН, кандидат экономических наук, считает, что оценивать перспективы Союзного государства нужно по вкладу, который оно вносит в инновационное развитие наших экономик.
Не менее важная группа вопросов касается новейших мировых тенденций в сфере интеграции, которые мы не должны упустить в ходе союзного строительства. Классическая модель Евросоюза создавалась в расчете на индустриальную эпоху, в постиндустриальной эпохе она дает системные сбои. Сегодня появились новые модели интеграции, например, макрорегионы, не ограниченные рамками административных и государственных границ, они формируются как рыночные сетевые пространства. Вопрос в том, как найти оптимальное сочетание  между формальными клиентами интеграции и неформальными рыночными.
Мотором инновационных интеграционных процессов являются горизонтальные связи. В частности, партнерство между государством, бизнесом и народом. К сожалению, в этом направлении мы очень отстали. Чтобы интегрироваться в глобальные сети, нужно иметь внутреннее экономическое пространство, которое выстроено таким же образом – на кластерных сетевых началах.
Россия и Беларусь находятся в одинаковом положении перед вызовами XXI века. Мы должны переходить в постиндустриальную эпоху, иначе не сможем выжить в условиях глобальной конкуренции. Совершить такой рывок вместе, на базе скоординированных действий, проще, чем поодиночке. На территории Европы нашим оптимальным стратегическим партнером мог бы стать Балтийский макрорегион, который включает 11 стран. Россия входит туда северо-западом, а Беларусь – его непосредственный сосед. Если мы не выйдем на новое качество, не получим возможность для решения социальных,  бюджетных и финансовых вопросов, считает Н. Смородинская.

Вадим ГИГИН – главный редактор журнала «Беларуская думка», кандидат исторических наук:
– Создание Союзного государства Беларуси и России – это фактически революция на постсоветском пространстве, когда центробежные тенденции сменились центростремительными.
Президент США Барак Обама, встречаясь с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, сказал об историческом, даже планетарном значении американо-британского альянса. Конечно, Беларусь и Россия как Союзное государство пока не претендуют на планетарность, но для обеспечения региональной безопасности и развития этот альянс играет действительно историческую роль.
Союзное государство сегодня может рассматриваться как определенная модель. Ведь даже негативные процессы, которые проходили у нас: информационные и торговые войны, если посмотреть на них объективно, дали нам механизм урегулирования споров между союзниками. И опыт решения конфликтов, которые неизбежны между партнерами, может быть успешно перенесен и на новое интеграционное сообщество.
Если говорить о перспективах, СГ нужно рассматривать в контексте ускорения интеграционного строительства, которое идет на постсоветском про-
странстве: создание Таможенного союза, активизация роли ОДКБ, создание ЕЭП и грядущее формирование Евразийского союза. Фактически уже сейчас мы можем прогнозировать создание некой конфедерации с делегированием части полномочий наднациональным органам. И мы видим матрицу этого будущего союза – Россия, Беларусь и Казахстан...
Однако мы априори считаем, что в России и Беларуси все однозначно выступают за Союзное государство... Да, большинство политических сил России выступают за интеграцию, та же ситуация и в РБ. Но не надо забывать, что существуют силы, не заинтересованные в развитии этого проекта. И нужно создавать общественный консенсус, общественные организации – журналистские, политические, научные, академические, которые бы занимались научной и гуманитарной разработкой проблематики СГ, то есть расставляли реперные точки наших отношений. Гуманитарным проблемам нужно уделять гораздо больше внимания. Осознание общего чувства, общего национально-государственного самосознания мы должны подкреплять и научными исследованиями, и информационной, и историко-культурной работой. Не надо думать, что сознание граждан неизменно, и если мы не будем этим заниматься, этим займутся другие силы.

Наталья ДОЛГУШИНА,
Герман МОСКАЛЕНКО