Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Несовместимость знаков

Что может помешать белорусским товарам попасть на российский рынок, и наоборот?

Вокруг товарного знака «Соседи», принадлежащего известной сети магазинов, недавно в Беларуси  развернулась настоящая баталия. Некто прознал, что этот раскрученный товарный знак в Беларуси не зарегистрирован, и решил зарегистрировать его на себя. Парадокс, но факт: после этого владельцы названной сети магазинов уже не могли использовать собственное название. Только за вознаграждение новому владельцу.

Было ваше, стало наше
К счастью, «Соседи» отстояли свой товарный знак, пройдя путь от Национального центра интеллектуальной собственности до Верховного суда.  Но этот пример захватов «ничейных» товарных знаков не единичен. Лет шесть назад с такой же ситуацией столкнулась российская кондитерская фабрика «Большевик», которая через своего официального дилера поставляла в Беларусь сухие торты «Причуда». Дилер смекнул, что товарный знак этой фабрики в Беларуси не зарегистрирован, и поспешил оформить его на себя. То есть, по сути, «кинул» своего российского партнера. А фабрика отныне должна была заключать с ним лицензионное соглашение на использование, по сути, своего же товарного знака.
Производитель решил отстаивать свои права. И на основании того, что товарный знак «Большевик» совпадает с фирменным наименованием фабрики, регистрацию в Национальном центре интеллектуальной собственности признали недействительной. А вот «Причуду» таким путем вернуть не смогли, поэтому пришлось обращаться в Верховный суд.
Такие же споры развернулись вокруг пельменей «Морозко» и даже вокруг доменного имя google.by. А все из-за законодательства в сфере интеллектуальной собственности, которое в современных условиях должен в бизнесе знать каждый. Товарный знак действует только на территории того государства, где он зарегистрирован. Если продукт, скажем, производится в Беларуси и его товарный знак зарегистрирован у нас, а в других странах производитель решил из соображений экономии его не регистрировать, то там его может зарегистрировать кто угодно.
– Если товарный знак принадлежит кому-то за пределами Беларуси, это не является основанием для отказа в регистрации у нас в стране. В законе четко установлены основания для отказа. И если отсутствуют такие основания, то мы просто обязаны зарегистрировать этот товарный знак, – объясняет «СВ» начальник управления экспертизы товарных знаков Национального центра интеллектуальной собственности Денис Недвецкий.
С такими же ситуациями сталкиваются и наши производители за границей. К примеру, белорусскому «Белвару» точно так же пришлось отстаивать свое право на товарный знак «Помощница», который они неосмотрительно не зарегистрировали в России.
– Это лишь некоторые случаи, которые мы знаем. А ведь масса подобных дел просто не доходит до суда. Владельцы раскрученных на родине знаков, понимая свою недальновидность, иногда предпочитают выкупить собственный товарный знак, не ввязываясь в тяжбы, – уверен наш собеседник.
Цена вопроса
С созданием Таможенного союза специалисты ожидают, что число споров по товарным знакам может увеличиться. Ведь в Единое экономическое пространство входят три страны, каждая из которых регистрирует товарные знаки только для своей территории, а единой регистрации для всех пока нет. И может оказаться так, что один и тот же товарный знак был зарегистрирован в разных странах на разных владельцев. Как, например, старые добрые советские знаки – конфеты, ликероводочная продукция. Скажем, наши конфеты «Любимая Аленка» в Беларуси можно продавать, но в России, где есть своя «Аленка», с ней могут возникнуть проблемы.
Единые принципы и механизмы регистрации товарных знаков на территории всех трех стран начнут работать не раньше 2012 года. А пока участники союза думают, каким образом можно избежать этого столкновения. Ведь если в Беларуси только в 2010 году зарегистрировано 9 тысяч товарных знаков, а в России – 35 тысяч, то и вероятность совпадений довольно велика.
В этом случае, чтобы попасть на российский рынок, белорусскому производителю придется  раскошеливаться и договариваться с обладателем российского товарного знака, равно как и российскому – на территории Беларуси. Ценой вопроса может быть как 1 тысяча долларов, так и 1 миллион – все зависит от его раскрученности и экономического потенциала. Специалисты советуют об этом помнить и, разрабатывая товарный знак, не стремиться подражать чужим знакам, проявлять фантазию. А если есть планы по экспорту продукции, то необходимо заранее узнать, зарегистрирован ли такой товарный знак в той стране.

Алена ПОКАЛО