Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Союзное государство


Союзный бюджет – эффективный инструмент развития

Дмитрий САБЛИН, председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам:

– Бюджет Союзного государства зарекомендовал себя эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач Беларуси и России. Самостоятельный, обособленный бюджет, аналогичного которому нет ни у одной структуры на постсоветском пространстве, дает возможность активно воздействовать на все аспекты союзного строительства.
Впервые он был сформирован в 1998 году за счет отчислений средств из национальных бюджетов государств-участников в объеме 585 млн российских рублей (Россия – 65%, Беларусь – 35 %) и на протяжении всего периода имеет тенденцию к ежегодному росту.
За прошедшие годы его номинальный объем увеличился более чем в 8 раз. Всего за 1998-2009 годы в бюджет Союзного государства поступило и было направлено на решение общих проблем Беларуси и России почти 30 млрд российских рублей. Прошлогодний бюджет составил уже 4,8 млрд рублей, аналогичная сумма была выделена и на 2011 год.
Основным направлением использования бюджетных средств на начальном этапе организации бюджетного процесса было восстановление разрушенных и укрепление действующих в тот период производственных связей, поддержка интенсификации общественных и культурных контактов в рамках Союза. Объединение финансовых средств, производственных, интеллектуальных потенциалов двух стран позволило существенно сократить затраты, которые понесли бы государства-участники при самостоятельной реализации соответствующих национальных программ.
Высокие требования к финансовой дисциплине позволили за несколько лет существенно улучшить исполнение союзного бюджета. Например, если в 2006 году средства белорусско-российского бюджета были использованы в срок и по назначению на 56 процентов, то в 2009-м – уже более чем на 85 процентов.
Что же касается не полностью использованных средств, то по решению Совета Министров Союзного государства они могут пойти на выполнение союзных программ в следующем году.
Ежегодно мы запускаем две-три новые союзные программы. С одной стороны, это немного. Но мы должны понимать, что за каждой программой – многие тысячи россиян и белорусов, получающих не пособие по безработице, а заработную плату.
Любая союзная программа создает цепочку, состоящую из смежных государственных, коммерческих предприятий, отраслей, сотрудничество и кооперационные связи которых выходят далеко за рамки бюджета Союзного государства. Союзные программы, как локомотив, ведут за собой экономику наших стран, подталкивают к более тесной интеграции. Поэтому измерять эффективность общего бюджета, только исходя из его объема, я бы не стал. Здесь работает синергетический эффект: 5 союзных миллиардов вырастают в сотни. Это очень важно, как и то, что многие инновационные, прорывные проекты могут быть реализованы только совместными усилиями.
Подводя итоги, хочу отметить, что за прошедшие полтора десятилетия, во-первых, значительно увеличился объем бюджета, во-вторых, стал очевиден эффект от реализации союзных программ, в-третьих, повысилось качество проработки программ. Кроме того, сегодня Союзное государство готово приступить к учету, контролю и дальнейшему использованию союзной собственности и увеличению доходной части бюджета.