Кристина Воробьёва: Как Россия удивила мир
125 лет назад, 14 апреля 1900 года открылась грандиозная Всемирная выставка в Париже, перевернувшая в умах многих европейцев представление о России
Всемирная выставка 1900 года стала грандиозным событием, символом прогресса и единства на рубеже веков. Выставка, собравшая 51 миллион посетителей, поразила мир масштабами и новшествами. Россия впервые представила на ней своё могущество, перевернув укоренившиеся стереотипы и оставив яркий след в умах европейцев.
До начала XX века большая часть жителей Европы считали Россию «дикой страной», «страной варваров» — далёкой и загадочной, где медведи бродят по улицам, а культура ограничивается игрой на гармошке и балалайке. Но выставка в Париже изменила это представление.
Российский павильон на холме Трокадеро, спроектированный архитектором Романом Мельцером в стиле кремлёвских башен, выглядел величественно и экзотично. Кроме того, Россия организовала экспозиции на Елисейских полях и в Дворце Инвалидов. Отдельно был павильон Финляндии, тогда входившей в состав Российской Империи.
Российское представительство стало настоящим открытием. Французы, организаторы выставки, назвали русскую экспозицию «дорогой к сердцу». Посетители были поражены: вместо «дикой страны» они увидели мощную державу, где роскошь изысканных тканей сочеталась с передовыми инженерными решениями, а высокое искусство – со смелыми социальными реформами. Так. в павильоне на Елисейских полях большая экспозиция была посвящена реформа алкогольного налогообложения и борьбе с пьянством, которая была возведена в ранг социальной ответственности государства.
Министр финансов Сергей Витте, руководивший подготовкой, постарался показать Россию как страну, идущую в ногу с прогрессом. И ему это удалось в самой полной мере. Золотая медаль выставки специальным комитетом во главе с Густавом Эйфелем была присуждена русскому инженеру Лавру Проскурякову за Красноярский железнодорожный мост.
Для того, чтобы попасть на экспозицию Министерства путей сообщения "Транссибирская железнодорожная панорама" надо было отстоять немаленькую очередь. Публика проходила в вагоны с имитацией движения поезда, из которых они могли наслаждаться российскими пейзажами, менявшимися с помощью особого механизма. В конце «пути» посетители выходили в дверь с обратной стороны и попадали в Китайский отдел. Этот аттракцион был отмечен высшей наградой гран-при.
Премии гран-при удостоилась также выкованная из рельса пальма Мерцалова. Минусинский краеведческий музей удостоился серебряной медали. Хрустальный гран-при выставки и большую золотую медаль получил чугунный павильон Кыштымского горного округа работы Каслинского завода. Также гран-при получил «Лысьвенский доменный и молотовый Его сиятельства князя Бориса Григорьевича Шаховского, супруги его княгини Варвары Александровны завод» за свою продукцию — кровельное железо, которым были покрыты купола собора Парижской Богоматери и Британского парламента. Скульптор Юлия Бразоль получила почетный отзыв за бронзовый канделябр и скульптуру «Будяк».
Впервые международной публике были представлены реконструированные под руководством Василия Андреева русские народные музыкальные инструменты: балалайки и домры, изготовленные замечательным народным мастером Семеном Налимовым. Андреев получил за них золотую медаль, Налимов — бронзовую. Вместе с Андреевым в выставке принимал участие его Великорусский оркестр, демонстрировавший инструменты в игре.
Мост Александра III, открытый в день начала выставки, стал символом франко-русского союза. Его изящная архитектура и золотые украшения вызывали восторг у парижан, увидевших в этом жесте силу и утончённость России. Европейцы, привыкшие считать русских «варварами», начали относиться к империи с уважением, признавая её вклад в мировую культуру и науку.
Всемирная выставка 1900 года стала для России триумфом. Она не только укрепила её авторитет, но и показала, что империя способна удивлять. Спустя 125 лет мы вспоминаем это событие как поворотный момент в восприятии России на мировой арене. А мост Александра III до сих пор считается одним из символов Парижа.