Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Интервью


Суперлазер откроет дверь в другой мир

Президент Российской академии наук Александр Сергеев - о генераторе «экстремального света» и тайнах мозга

ФОТО: kremlin.ru


КРАТКОСТЬ - СЕСТРА МОЩНОСТИ

- Вы занимались большей частью лазерами. Последняя Нобелевская премия по физике досталась канадке Донне Стрикленд и французу Жерару Муру за создание сверхмощных лазеров.

- Премия получена за работу 1985 года. Абсолютное большинство всех лазерных систем сейчас использует принципы из той работы.

- Жерар Муру плотно сотрудничает с россиянами.

- Этому предшествовала длительная научная дружба. В 2006 году в нашем институте построен первый петаваттный параметрический усилитель света PERL. Жерар захотел поработать в этом направлении.

- Петаватт - это сколько? Электрический чайник - примерно киловатт. Сколько в вашем лазере было чайников?

- Конечно, это очень грубо, но, если исходить из вашей логики, примерно триллион. Более уместна другая аналогия. В мире производится примерно 20 тераватт электрической мощности. Наш лазер был приблизительно в 50 раз больше.

- Включив свой лазер, вы могли всю планету без света оставить?

- Нет, конечно, импульс, которым он выстреливает, чрезвычайно короток, на уровне 45 фемтосекунд.

- То есть 45 миллионных долей миллиардной доли секунды?

- Именно. Поэтому общая энергия импульса составляла всего 25 джоулей.

- И где такие лазеры можно использовать?
- С помощью таких сверхмощных лазеров можно создать новое состояние вещества, которое пока еще никто никогда и нигде не получал.

- Не твердое, не жидкое, не газообразное и даже не плазменное? А какое?

- Пока есть только теоретические оценки. Мы получаем билет в новую область знания и попадаем в другой мир, который еще никто никогда не видел. Мир, в котором одновременно присутствует и мощное лазерное излучение, ускоряющее частицы, и мощное гамма-излучение, которое частицы производит и где при взрыве в вакууме рождаются вещество и антивещество. Мы втянем в нашу лабораторию Вселенную.

- И когда же мы это новое вещество пощупаем?

- Сейчас есть несколько установок в 5 - 10 петаватт, но этого мало. Требуется 100 - 200 петаватт. Этому посвящен проект XCELS, который продвигаем вместе с Муру.

ЗВЕЗДНЫЙ ПЫЛЕСОС

- Вы с нобелевским лауреатом предлагаете с помощью лазеров бороться, например, с космическим мусором?

- Сейчас его концентрация такая, что в любой момент может начаться процесс дробления, а значит, неконтролируемого увеличения количества мусора. Орбиты скоро покроются космической пылью. Как их чистить?

- С помощью космического пылесоса?

- Скорее пылегона. Одна из наиболее интересных и просчитанных схем - отклонение мусорин с помощью лазерного импульса, который производит частичное испарение вещества. Газ и плазма летят в одну сторону, а мусорина - в другую. Например, в плотные слои атмосферы, где сгорает.

- Если вам выделят неограниченное финансирование, на что потратите?

- Продвигаем проект по нейронаукам. Изучение мозга, но не только фундаментальных основ или высших функций. Это и медицина, особенно в том, что касается нейродегенеративных заболеваний уровня болезни Альцгеймера или Паркинсона. И искусственный интеллект, как его сделать нейроморфным, то есть мозгоподобным. Такой проект по значимости не имеет себе равных.