Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Интервью


Со смертью должна идти битва, а не битвочка

Как обмануть старуху с косой? Измениться до неузнаваемости не только внешне, но и внутренне? О лихо закрученном сюжете фильма «Человек, который удивил всех», взявшем приз на Венецианском кинофестивале, рассказали его режиссеры - супруги Наталья Меркулова и Алексей Чупов

Фото: Из личного архива Натальи Меркуловой

  Хозяин леса. Настоящий мужик. Без колебаний расстреливает напавших на него в лесу браконьеров. Дома старый отец, беременная жена, сын-подросток. «Вам осталось месяца два», - звучит приговор от врача. Конец неизбежен. «Есть легенда про селезня Жамбо. Он вывалялся в пыли и стал похож на утку. Смерть не узнала его», - дала подсказку пьяная шаманка. Накрашенные губы, короткое красное платье, сапожки на каблуках, маленькая сумочка - таким увидели егеря Егора жители глухой деревни...

ПРОТИВ ПРАВИЛ

Это единственная российская картина, которая в этом году получила приз на Венецианском кинофестивале - награду за лучшую женскую роль вручили актрисе Наталии Кудряшовой. На днях ленту выдвинули на премию «Золотой глобус».

Это не фильм в духе «Тутси», когда герой Дастина Хоффмана переодевается в женщину. Это история...

- Наталья, Алексей, про что история?

Н.М.: - Главная идея - на что готов пойти человек, чтобы выжить. Это психологическая история, логически развивающаяся в сложившихся обстоятельствах. А обстоятельства таковы, что в очень в герметичном обществе все живут по одному уставу. И если кто-то пошел против правил, сначала это вызывает шутки, потом вопросы, а в итоге возникает агрессия.

- Специально закрутили гомофобный сюжет? Такое впечатление, что если сейчас будешь эксплуатировать эту тему, обязательно какую-нибудь премию получишь.

Н.М- Просто на теме далеко не уедешь. Иначе половина русских фильмом каждый год попадала бы в Канны. Должна быть интересная история, конфликт обостренный до крайней степени. Поэтому мы убрали из образа Цыганова парик, агрессивный сексуальный макияж, чтобы не попасть в категорию «гей-мув». Кино не об этом.

- Многие недоумевают, как министерство культуры проспонсировало такой фильм.

Н.М.: - Процитирую кинокритика продюсера Антона Долина: «Не надо демонизировать минкульт». Есть художественный совет, который читает сценарии и потом их рекомендует к производству. Мы ничего в нем специально не меняли. Мы как все рассказали о своем фильме, показали презентацию. Защита проекта длилась пятнадцать минут, как и у всех.

- Картина ввергает в шок, но потом заставляет задуматься. Именно такого эффекта добивались?

Н.М.: - Провокация - один из элементов которым мы пользуемся обязательно. Леша считает, если кино не удивляет, оно скучное. Есть такой немецко-турецкой фильм «Головой о стену». Вот мне нравится, когда в кино головой о стену.

- Чтоб разбить ее совсем?

Н.М.: - Иногда достаточно просто проснуться.

ТЯЖЕЛАЯ ЖЕНСКАЯ ДОЛЯ ЦЫГАНОВА

sv13-0811-kadr-90.jpg

Фото: кадр из фильма.

- Персонажи списаны с реальных людей?

Н.М.: - Все подсмотрены и подслушаны. Так герой Юрия Кузнецова появляется в кадре спиной к зрителю, в клетчатой рубашке с подтяжками. Мой Папа при просмотре ахнул: «Как возможно такое стопроцентное сходство с его отцом?! » Он сразу узнал в нем нашего деда Колю.

- На главную роль взяли раскрученного, но уже несколько приевшегося Евгения Цыганова. А он раз и... блеснул оперением. Как в нем это разглядели?

Н.М.: - Никак. Искали в возрасте от тридцати до сорока лет. Актер должен быть мужественным, но потом превратиться в нечто противоположное - нужны были эти качели. Я повторяю одну и ту же фразу: все упираются в Цыганова, и мы уперлись. В этом возрастном диапазоне действительно не очень много сильных интересных актеров.

А.Ч.: - Что Евгений сможет вписаться, до конца не было уверенности ни у нас, ни у него. Было важно, не превратить его в дешевого трансвестита - показать, как человек меняет свою личность, а не внешность. Не просто немножко притвориться, а именно стать женщиной.

- В фильме есть очень сильная сцена, когда его пинают, а он ведет себя как типичная женщина - лежит и просто прикрывается руками.

Н.М.: - Потому что теперь это другой человек - он не умеет драться. Женя это почувствовал и очень точно сыграл. Вторая часть фильма у него совсем без слов - все на взглядах, на паузах. Он рассказывал, как делал эту роль. Когда после перевоплощения с Егором начинают общаться деревенские, он не отвечаем им, потому что не узнает.

- Евгений не признавался после съемок, что стал лучше дам понимать?

Н.М.: - Даааа! Все время жаловался: «У меня опять порвались колготки!». А как-то заявил: «Меркулова, до меня дошло, ты снимаешь кино про себя. Про то как трудно быть женщиной». На улице в мороз его аж колотило: «Господи, я теперь понимаю всех этих несчастных-несчастных актрис, которые мучаются зимой в холодных платьях».

- На нем было красное дешевое платье. Как акцент.

Н.М.: - Это платье, которое можно купить в любом райцентре. Герой переходит от одной личности к другой, и он не мог надеть обычное серое. Со смертью должна идти битва, а не битвочка. Платье - однозначный код. Красное, короткое, абсолютно женское.

- Сильно похудеть для съемок Цыганова как уговорили?

А.Ч.: - Это было одно из условий - ведь герой болен раком. И Женя сбросил двадцать килограммов за три месяца.

- Вы повезли этот фильм на кинофестиваль «Листопад» в Минске.

А.Ч.: - Мы не смогли поехать из-за съемок. Представляла его Наташа Кудряшова.

- Это лента про то, как обмануть смерть, может следующая будет про то, как обмануть жизнь?

Н.М.: - Угадали! Там тоже смерть - один из персонажей, но фильм - про жизнь. Пока это пятьдесят клочков бумажек и записей в айфоне - глиняный горшок, который еще ничего не сварил.

-------------

САМ СЕБЕ АКТЕР

На недельку до второго я уеду в Каблуково

Фильм снимали в тверской деревне. Местные жители сыграли... себя.

Н.М.: - У меня была мечта, снимать в Сибири на Байкале, во всех этих местах, рассчитывала, что родная земля будет давать энергию. Уехать не получилось. Потому что у нас снимались театральные актеры. Евгений Цыганов хоть и отменил все съемки, но, конечно, отменить театральную занятость не мог. Невозможно было бы летать по шесть тысяч километров три раза в неделю. Поэтому нашли Сибирь под Москвой - в Тверской области.

- Местные перестали выращивать картошку и стали сниматься в кино?

А.Ч.: - Да почти всей деревней, около пятидесяти человек. Киношный труд – не самый легкий – рабочая смена 12 часов.

Есть сцена, где переродившийся Цыганов приходит на сельскую дискотеку. Это был реальный праздник «День села». Мы попросились поснимать на этом празднике. Жители деревни сами столы накрывали. Наши актеры просто подсели, правда пили воду вместо водки. У нас получился документальный эпизод, благодаря этому празднику.

Вообще Каблуковцы удивляли своим подходом к делу. По сценарию они должны были ворваться во двор, для того что бы открыть баню и посмотреть на прячущегося там егеря. Его жена (в исполнении потрясающей Натальи Кудряшовой) кричит на них, выталкивает, они в ответ с ней дерутся. Так деревенские возмутились: «Все понимаем. Если бы такое случилось по-настоящему, тоже бы пришли посмотреть на мужика в платье. Ну, как на говорящую собачку. И дверь бы сломали. Но никогда бы не стали драться с беременной женщиной». В итоге все грубости из эпизода убрали.

- Шамана хотели тоже настоящего пригласить?

Н.М.: - Искали. У меня была идея, что это должна быть очень старая женщина, настоящая колдунья. А все бурятки, с которыми мы встречались, были молодыми красавицы с высокими скулами – Кимкидуковские героини. В результате Леша нашел Елену Ворончихину, у нее удмуртская кровь. Она пришла на пробы и сразу классно все сделала!

1176159.jpg

Постер фильма "Человек, который удивил всех"

СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД

«Гоголь» и «Салют-7» - вовсе не попса

Эту пару многие запомнили после невероятно романтичного признания в любви. На «Кинотавре»-2013 их «Интимные места» взяли сразу две награды - за лучший дебют и лучшую женскую роль. Во время церемонии закрытия прямо на сцене Алексей встал на колено и сделал Наталье предложение.

- Это же мечта каждой девушки! Куча девушек тогда от умиления в обморок попадали.

А.Ч.: - А Наташе не понравилось. До сих пор сердится. Потому что не любит сюрпризов. А тут прям слишком большой сюрприз!

Н.М.: - Не люблю ситуаций, когда у тебя нет выбора для высказывания. А его не было. Когда на тебя смотрят три тысячи человек, что тут скажешь?

А.Ч.: - Ты ведь не сказала «Почему бы и нет». Сказала «Да!».

Н.М.: - Я не стала экспериментировать. (Смеется).

- Супружеский дуэт режиссеров - явление довольно редкое. Как «готовите» вместе на съемочной кухне?

Н.М.: - Всегда сходимся в замысле. Дальше начинаются жуткие расхождения, мелкие стычки. У Леши мозг концептуальный, у меня больше интуитивный. Леша - основной писатель, у него это круто получается. Я отвечаю за психологические портреты героев.

А на съемках мы как будто меняемся. Я – режиссер - мымра, монстр. Леша - утешитель, миротворец и приятный человек.

- Тяжело вас представить порознь. Но вы работаете и над личными проектами.

Н.М.: Я периодически снимаю короткометражки, вот скоро выйдет альманах, снятый одними женщинами режиссерами, у меня там новелла «Сестры» с Викторий Толстогановой и Викторий Исаковой. Полные метр тоже был, а сейчас мы снимаем сериал и честно говоря, я не знаю, как такую длинную дистанцию в 70-сят смен режиссеры выдерживают по одному. Об этом не принято говорить, но снимать кино и сериалы - это очень тяжелая работа. Физически в том числе.

А.Ч.: - Это на два года как минимум. И ты все время на разрыв аорты. Всегда нет денег. Всегда обстоятельства, которые против тебя.

- Вы - авторы «кино не для всех», но при этом успеваете браться и за «попсу» как трилогия «Гоголь».

А.Ч.: - «Гоголь» - скорее, не попсовый проект, а экспериментальный. Нам предложили, мы согласились. Получилось задорно.

Н.М.: - Беремся за вещи, которые заводят. «Салют-7» - написали сценарий, который позже предложили продюсерам. Для нас это кино - ода профессионализму. История, как два крутых парня полетели в космос и починили высокотехнологичный аппарат с помощью молотка.

- Эта еще и тема патриотизма сейчас востребованная.

А.Ч.: - Если совпало с патриотизмом, то круто. Но для меня это в первую очередь фильм о том, что серьезные проблемы должны решать умные люди. Это вдохновляет, дает заряд.