Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Главная тема


ЭТО НЕСЛАДКОЕ СЛОВО – «БЮДЖЕТНИК»

Когда жизнь граждан перестанет быть борьбой за выживание? Только ли Чубайс «оборзел»?

В марте на заседании правительства уходящий премьер
В. Зубков на манер одного из своих предшественников выдал афоризм, моментально облетевший СМИ. Разбирая жалобу какой-то фирмы на грабительские энерготарифы за подключение к рубильнику, он сердито бросил: «Чубайс совсем оборзел». Этот гнев, который, кстати, не повлек никаких последствий, вызвав лишь поток иронических комментариев. Дескать, похоже, премьер
В. Зубков все время пребывал на Луне и только накануне отставки увидел то, о чем русский народ говорит 15 лет.
Хотя вопрос-то в другом: только ли Чубайс «оборзел», если монополисты наперебой дерут с населения три шкуры? За свет и газ, лекарства и железнодорожные билеты, за бензин и товары первой необходимости. С сентября безудержно растут цены на продукты и хлеб, чего не было даже в войну. И никто не берется остановить это.
Неудивительно поэтому, что количество только долларовых миллиардеров в последние годы в России выросло в 15-16 раз, а рублевые миллионеры плодятся как саранча. Доходы верхних 10 процентов населения, согласно только официальной статистике, в 17 раз превосходят доходы нижних 10 процентов, а в столице – так раз в 50! Чего нет ни в одной цивилизованной стране мира…
Понятно, что от вздувания цен больше всего страдают пенсионеры и граждане с низкими доходами.
А кто они? Есть у нас такая несчастливая категория, именуемая бюджетниками. Это работники медицинских, образовательных, социальных, научных, культурных и других учреждений, получающих зарплату из федеральной или региональной казны. Таких в стране 10-11миллионов. Минфин считает, что ставки 2-3 тысячи рублей в месяц им вполне достаточно на жизнь.
Авторы исследования «Заработная плата в России. Эволюция и дифференциация» приводят просто убийственную цифру: в 2006 году госбюджетник получал на 40 процентов меньше специалиста аналогичной профессии в коммерческих структурах. По оценкам экспертов, наши бюджетники живут намного хуже своих зарубежных коллег. Там, оказывается, приоритеты прямо противоположные! В Японии бюджетники получают на 20 процентов больше, чем работники той же специальности в частном секторе, в Испании – на 13, в Канаде – на 9, во Франции, Италии и Германии – на 5-7 процентов. А зарплаты у них вообще с нашими несравнимые.
Вдумаемся. Почему труд высококлассных специалистов, которые лечат нас, каждодневно спасают наши жизни, учат детей, «сеют разумное, доброе, вечное», несут культуру в массы, ведут научный поиск, государство оценивает так низко?
А «надменной касте чиновников», которая, по выражению В. Путина, «рассматривает свою должность как разновидность бизнеса», отмеряет полной мерой? Зарплату им повышают в разы. У них и пенсия – не нищенские 3-4 тысячи рублей, а 70 процентов оклада.
О причинах низких зарплат бюджетников в свое время очень «доходчиво» растолковал вальяжный премьер М. Касьянов. Мол, если поднять им зарплату, они в один день все с прилавков сметут. Выходит, курс на голодание населения был стратегической задачей его правительства? Касьянова во власти давно нет, но его философия по-прежнему витает в тамошних коридорах.
Квартплата больше зарплаты
Окрестности подмосковного поселка Архангельское с примыкающим музеем-усадьбой «Архангельское» и одноименным санаторием Министерства обороны в рекламных буклетах именуют не иначе как «подмосковная Швейцария». За живописнейшую природу и чистейший воздух. По выходным здесь тысячи экскурсантов и отдыхающих. Десятки свадебных кортежей.
Но никто, конечно, не напишет, как в этом поселке, всего в 20 км от Кремля, бюджетники ведут изнурительную борьбу за выживание. Что мужское население поголовно спивается, а неприкаянная молодежь садится «на иглу», и уже десятки парней лежат на Ильинском кладбище, скончавшись от «передоза».
А их несовершеннолетних сестер молодые прожигатели жизни сажают в иномарки у элитного ресторанчика «Усадьба» и увозят в ночь…
Оклады у гражданских врачей и медсестер санатория всегда были копеечные. Но до начала 2000 годов им, как медикам сельской местности, делали 50-процентную скидку по квартплате. С началом жилищной реформы военное ведомство перестало выплачивать «квартирные», а домоуправление из месяца в месяц повышает тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
В итоге, если в 1999 году за двух- и трехкомнатные квартиры сотрудники платили по 250-300 рублей в месяц, то сегодня – 3-4 тысячи. Плюс тысячу-полторы за свет и телефон. То есть медсестре при ставке 3-4 тысячи рублей приходится отдавать за жилье до 120 процентов зарплаты. Как жить и растить ребенка, например, матери-одиночке, каких немало?
Поначалу на жалобы сотрудниц из родного Министерства обороны отвечали уклончиво. Мол, произошла «техническая ошибка» при переходе финансирования санатория из одного источника на другой, так что льготы в скором времени вам будут возвращены. В результате введения зурабовского 122-го Закона о конфискации («монетизации») льгот и обещания прекратились – ни льгот, ни денежных компенсаций.
После недавнего запроса, с которым по просьбе группы женщин к новому министру обороны
А. Сердюкову обратились депутаты Госдумы Н. Останина и В. Гальченко, ответ пришел от начальника Главного военно-медицинского управления В. Шаппо. Он вразумил всех по-военному: никаких, мол, «квартирных» компенсаций, льгот и доплат из коммерческих путевок медперсоналу санатория «Архангельское» не положено. И точка! Нищенские оклады гражданских врачей и медсестер – это их личные трудности.
То есть «философия» Касьянова живет и побеждает.
После уроков –на панель
Однажды вечером машину приятеля, который подбрасывал меня по пути, на Ленинградском шоссе остановила миловидная женщина. И предложила, что называется, оказать секс-услуги прямо в авто. До этого не дошло, но мало-помалу разговорились.
Придорожная барышня оказалась не прожженной путаной, а учительницей начальных классов из Брянска! В Москву же приехала на выходные… «подработать». Зарплата у нее мизерная, мужа нет, а платить за квартиру и кормить малыша чем-то надо.
– Вы тут, москвичи, с жиру беситесь, – усмехнулась она, – а провинция вымирает. Ежемесячное детское пособие на ребенка – 100 рублей – это разве не издевательство со стороны государства? У нас в Брянске уже старшеклассницы на панель выходят, не говоря про студенток. А мы едем в Москву, потому что здесь платят больше…
Ее рассказ – не выдумка. Придумать можно что-нибудь пожалостливее. В самом деле, если в каждом номере брянского еженедельника «Десница» публикуется полполосы рекламы сексуальных услуг от «Милен», «Марин», «Вероник», то ведь кто-то их оказывает... Кто же? Дочери все тех же бюджетниц или они сами.
Расцвет в последние годы сутенерства и проституции, особенно подростковой, – тоже следствие отношения к бюджетникам. Но эти «язвы капитализма» власти предпочитают не замечать.
Накануне парламентских и президентских выборов кандидаты заговорили о «инновациях в человеческий капитал» и повороте к новой социальной политике. Руководители Минэкономразвития намек поняли и моментально выдали на-гора «уточненную» «Концепцию социально-экономического развития России до 2020 года». Читать ее без слез умиления просто невозможно. Это, конечно, еще не хрущевский «коммунизм к 1980 году», но уже близко.
Слова говорятся прекрасные, планы рисуются радужные. Только почему, несмотря на пропагандистские заклинания, жизнь все «борзеет» и «борзеет»? Почему зарплата врача или учителя по-прежнему меньше прожиточного минимума? А ведь из него еще и за квартиру отдать надо…