Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Первым делом беспилоты

СберАвтоТех вместе с МАЗом собираются поставить на конвейер грузовики с системой автономного вождения

Фото: пресс-служба КАМАЗ

ВЫХЛОП УМЕНЬШИТСЯ

Еще совсем недавно автомобили без шофера (или с водителем-роботом) мы видели только в фантастических фильмах. Искусственный интеллект за рулем нередко показывают неприглядно. В сериале «Кремниевая долина», к примеру, некий миллиардер даже погибает из-за своего детища.

Но фантазеры-сочинители - это одно, а практики-разработчики - совсем другое. По оценкам экспертов, к 2035 году беспилотные автомобили могут составить до четверти от всех продаваемых в мире. В результате в мегаполисах уменьшится количество персональных машин. Предполагается, что выхлопные газы сократятся на восемьдесят процентов, аварии на дорогах - на девяносто. Но не все знают, что транспорт будущего бегает по нашим дорогам уже сейчас.

Первопроходцем в России в этой области стал IT-гигант «Яндекс». Он предложил сервис беспилотного такси еще в 2018 году, правда, только в наукоградах Сколково и Иннополис. В январе 2022 года компания получила право заниматься извозом без водителя на территории «Сириуса» в Сочи, а также на восемнадцати улицах Москвы. В городах беспилотность пока относительная - помимо пассажира, в салоне обязан находиться инженер для подстраховки.

ИЛОН МАСК ПОДВИНЕТСЯ

Еще дальше пошел СберАвтоТех. Он не только разработал беспилотный электромобиль «Сбер Флип», совершенствует систему автономного вождения для стандартных автомобилей, но и намерен выпускать беспилотные грузовики. В мире это направление считается перспективным, свой прототип есть уже у Илона Маска - Tesla Semi Truck. Над тягачами-роботами работают и другие российские компании - например, КамАЗ и EVOCARGO. Их массовое внедрение сократит сроки доставки грузов и стоимость поездок, а безопасность движения увеличит.

Реализовывать проект СберАвтоТех будет вместе с белорусским МАЗом, они уже подписали договор. До сих пор наземные беспилотники создавали в основном на базе готового серийного автомобиля, который дооснащали программным обеспечением. Теперь же в планах спроектировать беспилотник уже на стадии конвейера. Первой совместной моделью станет двухосный магистральный седельный тягач МАЗ 54402L. Как сообщил представитель российской компании, проект особенно актуален, учитывая подготовку к запуску беспилотного грузового логистического коридора на трассе М-11 Москва - Петербург в конце 2023 года.

А ЧТО ВНУТРИ?

Беспилотные автомобили оснащены множеством сенсоров. Они направляют машину по заданному маршруту и оберегают ее от опасностей. Камеры видят объекты, которые встречаются в дороге, и классифицируют их. Радары с помощью радиоволн фиксируют скорость этих объектов. А специальные устройства - лидары вычисляют расстояние до предметов и определяют их форму, сканируя пространство лазерными лучами.

Информация поступает в систему управления, которая планирует действия, учитывая локацию машины. Для дополнительной страховки всеми узлами беспилотного тягача управляет программа, которая также самостоятельно прокладывает и корректирует маршрут. 

Беспилотник будет оснащен системами удержания в полосе, экстренного торможения, автоматического распознавания дорожных знаков, контроля за пересечением разделительной полосы.

ЦИФРА

Минскому автозаводу поставляют комплектующие около 250 российских предприятий.