Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Маршрут перестроен

В Москве подписали соглашение о перевалке белорусских нефтегрузов в российских гаванях. Ответ на санкции Вильнюса и Риги подготовили в кратчайшие сроки

ТРИ ГОДА. ДАЛЕЕ БЕССРОЧНО

Свершилось. Нефтепродукты, произведенные в Синеокой, меняют прописку.

- Мы подписали историческое соглашение. Оно будет действовать три года, но имеет, по сути, неограниченное действие, потому что предусматривает пролонгацию, - отметил министр транспорта РФ Виталий Савельев.

В документе прописаны объемы перевалки в 9,8 миллиона тонн до 2023 года. Из белорусских Барбаров в ленинградские Автово и Лужскую будут возить белорусский мазут, газойль, бензин. Из Новополоцка - масло и газойль. В этом году планируется поставить 1,4 миллиона тонн мазута и 1,2 миллиона тонн бензина.

До порта в Усть-Луге нефтепродукты доедут по железной дороге. Подвижной состав - российский. Кстати, с 2016 года РЖД предоставляет сябрам 50-процентную скидку на доставку в порты северо-запада.

- Мы шли во всем навстречу друг другу. Могу сказать, что цена для белорусских поставщиков нефтепродуктов ниже, чем в прибалтийских портах. Россия пошла на существенные скидки, - уточнил Виталий Савельев.

Контракты между странами заключены по схеме take-or-pay. То есть, если в порт поступит товара меньше, чем было согласовано, то заплатить все равно придется за весь объем. На период действия соглашения тарифы повышаться больше, чем на размер инфляции не будут.

- Я рад, что нам удалось договориться. В дальнейшей перспективе мы готовы обсуждать с нашими коллегами вопросы перевалки калийных удобрений, лесных грузов, машиностроительного комплекса, но нужно это проработать детально с точки зрения мощностей, портовой инфраструктуры, - строит планы на будущее министр транспорта и коммуникаций РБ Алексей Авраменко.

груз.jpeg

ПОТЕРЯЛИ - ПЛАЧУТ

Литовские власти отреагировали вполне ожидаемо. Министр транспорта Марюс Скуодис уже заявил, что Минск в экспортном переезде руководствовался только политическими соображениями:

- Соглашение не несет выгоды Беларуси, Литве и России.

Вильнюсу уж точно - потери бюджета оценивают в три миллиарда долларов. Ни местная железная дорога, ни порт на февраль не получали заказов от Беларуси. А ведь раньше оттуда поставляли треть, или 14 миллионов тонн различных грузов.

Сдавая, грубо говоря, в аренду морские порты, Латвия и Литва зарабатывали десять миллиардов долларов. К слову, Россия еще шесть лет назад начала отказываться от перевалки нефтепродуктов в Прибалтике. Если в 2015 году там отправляли девять миллионов тонн, то через год - уже пять. В 2019-м Россия еще на двенадцать процентов снизила присутствие своих нефтегрузов в Латвии, Литве и Эстонии.

Что в РФ, что в РБ меры связаны с санкциями. Президент Беларуси Александр Лукашенко предрек, что запреты выйдут Прибалтике боком:

- Вот мы и посмотрим, как они будут жить. Тридцать процентов литовского бюджета формировали наши грузопотоки.

МНЕНИЯ

Сергей МИТИН, председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

- Мощности порта в Усть-Луге фантастические - больше ста миллионов тонн в год. Решения такого рода только укрепляют эффективность экономик России и Беларуси. Совершенно очевидно, что мы должны ориентироваться на рынки друг друга. Сейчас идет увеличение портовых мощностей на Черном море, Дальнем Востоке, и это дает возможность нам рассчитывать на белорусские грузы, а белорусам - на российскую инфраструктуру.

Традиционно экономика республики ориентирована на наш рынок - мы это видим по поставкам техники, молочной, мясной продукции и многого другого. Я могу только приветствовать желание белорусской стороны построить совместный с Россией морской порт.

Олег ГАЙДУКЕВИЧ, член Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики:

- Соглашение показывает, кто в современном мире является суверенным государством, а кто нет. Наши прибалтийские коллеги постоянно переживают за суверенитет Беларуси, но когда дело коснулось санкций, которые невыгодны Латвии и Литве, руководители республик не смогли принять верных решений, и ударили сами по себе. Им же выгодно даже покупать нашу электроэнергию с БелАЭС, хотя бы цены на свет для населения стали бы нормальными. Но они не могут этого сделать, поскольку дано указание из Брюсселя и США. Если говорить об экономической выгоде или невыгоде для Беларуси, то она считается не только суммами контрактов. Здесь все тесно связано с надежностью партнеров, а с учетом нынешнего противостояния и незаконных санкций в отношении республики мы не можем исключить, что в какой-то момент наши грузы не арестуют. Где гарантия? Нет ее! Пример: ситуация вокруг санатория «Беларусь» в Литве, счета арестованы, работа остановлена, выкинули на улицу людей и незаконным образом забрали белорусский актив. То же самое может произойти и с грузами.

При этом Беларусь - честный партнер, работающий по международному праву, мы не разрываем уже существующие контракты, мы не заключаем новые. Еще один момент - мы не должны молчать и нужно отвечать на санкции. Я убежден, что принятое решение о перевалке грузов в России направлено на усиление экономического суверенитета. Тем более санкции будут расти, Европе выгодно списать свои проблемы на внешний фактор, противостояние. В конечном итоге их же порты и останутся ни с чем, раз мы говорим конкретно на эту тему. Да, можем и с Россией спорить в каких-то моментах, но никогда друг друга не предадим.

инфогр.jpeg

ПЛАНЫ

ОКАЖУТ УСЛУГИ В УСТЬ-ЛУГЕ?

Россия и Беларусь ведут речь о совместном морском терминале.

- Россия - главный партнер Беларуси в топливно-энергетической сфере. Между нами продолжается активный диалог о создании единых энергетических рынков. Обсуждается участие белорусской стороны в строительстве нового морского порта для перевалки нефтепродуктов на Балтике. Открывается возможность для дальнейшего роста грузооборота России и повышается привлекательность российской инфраструктуры, - уверен вице-премьер Александр Новак.

Президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко еще в сентябре обсуждали эту тему. Белорусский лидер готов вложить в проект кредитные деньги, оставшиеся от строительства БелАЭС. Рассматриваются два варианта Усть-Луга и Калининград.

- Я предложил Владимиру Путину финансовое решение: все, что сэкономим на атомной станции, вложим в порт, в строительство терминала. Он загорелся этим вопросом, - говорил Александр Лукашенко.

ФОТО: Усть-Луга.рф