Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Узы кровные - связи деловые

Наши страны обеспечивают выгодную работу для предприятий друг друга. В перспективе - общий союзный рынок

БЕЛАЗ ЗАСТОЛБИЛСЯ В КУЗБАССЕ

Горные работы в России проводятся от Сахалина до Мурманска. А используют для добычи ископаемых в основном белазовскую продукцию. Только в прошлом году у холдинга закупили на сумму больше 550 миллионов долларов.

Российские машиностроители заинтересованы в сбыте белорусских гигантов: до половины локализации приходится на местные предприятия, например, на Ярославский моторный завод.

Проблема состояла в том, что обслуживали тяжелые машины пять небольших сервисных компаний. Возможности таких служб часто бывают сужены до поставки запчастей, а вот работы приходилось отдавать на аутсорсинг - туда, где есть ремонтная база тяжелых машин. Но обеспечить уровень сервиса и гарантий сторонний подрядчик мог с трудом, это по плечу только мощным скооперированным центрам.

Под общие разговоры о развале мировой экономики из-за пандемии люди работали не покладая рук. Рядом с городом Белово Кемеровской области 25 августа заработал первый крупный специализированный комплекс - на 15 тысячах квадратных метрах площадей. Помимо ремонтно-производственных цехов, там построят учебный центр для подготовки специалистов и повышения квалификации. Сервис тяжелой техники будет проводиться не только для предприятий Кузбасса, но и для всей России, стран СНГ.

Полностью проект завершат к 2028 году. Но уже сейчас там создано 278 новых рабочих мест, а в рамках федеральной программы по развитию моногородов он получил 180 миллионов рублей. На них построены автомобильная дорога, электросети, сети подачи воды и теплоснабжения, канализации.

СПОКОЙНАЯ ЗАВОДЬ

Для российских инвесторов в Синеокой - масса преимуществ. Социально ориентированное законодательство позволяет не опасаться рейдерских захватов. Территориально ближе партнеров не найти. Поэтому логично, что РБ - в первой двадцатке по инвестициям из России. Общий объем накопленных вложений - от банковских услуг до поставок автозапчастей - 8,6 миллиарда долларов.

Углеводороды - самая финансово «весомая», хотя и не единственная часть поставок и кооперации. К примеру, один из крупнейших плательщиков в бюджет страны - сеть заправок «Газпромнефть - Белнефтепродукт».

А «Газпром трансгаз Беларусь» осуществляет транспорт топлива на нужды республики и транзитом и выступает главным плательщиком налогов в казну страны. Еще один сырьевой концерн работает в РБ под марками «Лукойл - Белоруссия» и «ЛЛК - Нафтан». Причем второе предприятие не только перерабатывает сырье в ГСМ, но и производит присадки к топливу.

Представлены в республике и «дочки» «Роснефти» (под маркой «РН-Запад»), «Транснефти» («Запад-Транснефтепродукт») и «Татнефти» («Татбелнефтепродукт»), «РуссНефти» («Славнефтехим»). Компания «Славнефть» еще в 1994 году стала совладельцем Мозырского нефтеперерабатывающего завода.

пример для подражания

ТРАМВАЙЧИК ТРОНЕТСЯ… СП ОСТАНЕТСЯ

Если быть точным, в Новосибирске этот вид транспорта теперь - российско-белорусский. В 2016 году «Белкоммунмаш» (холдинг давно в лидерах производства наземного электрического транспорта на рынках СНГ) совместно с мэрией российского города создали предприятие «БКМ-Сибирь». Уже через год из мастерских вышли первые модернизированные вагоны - с мягкими креслами, пандусами для колясок. А вот приводы у них были российскими.

Генеральный директор «БКМ - Сибирь» Александр Евдокимов уверен, что сотрудничество с минским предприятием перспективно на сибирском рынке:

- За три с половиной года сделали тридцать машин для Новосибирска. Из наших цехов выходят современные трамваи, комфортные, красивые, с хорошим обогревом, выдерживающим температуру до минус сорока. Обходятся они нашей мэрии в 18 миллионов рублей, а не в 24 миллиона - таково самое близкое по цене, но не по качеству альтернативное предложение. Для мэрии выгода очевидна. Кроме того, в прошлом году выполнили работ на 108,3 миллиона, те же объемы запланированы и на 2020-й.

Белорусские кузовы - застекленные, покрашенные, с сиденьями и пластиковой отделкой. Качество, сроки поставок от партнера из Минска нас полностью устраивают, срывов за три с лишним года не было ни разу. В Новосибирске их обновляем, модернизируем механическую часть существующих вагонов. Тут же подрядчик делает привода. Так что у нас не просто предприятие со статусом совместного, но и вполне реальное общее производство.

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Елена КУЗЬМИНА, заведующая сектором Беларуси, Молдовы и Украины ИМЭМО РАН:

- Экономическая связанность двух государств велика. По белорусским данным, в стране работают свыше двух тысяч организаций с российским капиталом и более 1,3 тысячи совместных предприятий.

В России зарегистрировано около 50 СП, создано около 160 субъектов с белорусским уставным капиталом. Кооперацией связано около восьми тысяч предприятий двух стран, в которых задействовано около половины белорусских промышленных организаций.

По итогам прошлого года объемы прямого регионального сотрудничества Татарстана и РБ выросли до 1,3 миллиарда долларов. На этот год были серьезные планы - достичь 2 миллиардов, вот только пандемия помешала.

ВЗАИМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

ОБМЕНУ ПОДЛЕЖИТ

По данным посольства Синеокой, в числе лидеров по товарообороту с Беларусью - Москва и Московская область, Смоленщина и Санкт-Петербург, Брянская область и Республика Татарстан, Кемеровская, Калининградская, Ленинградская и Свердловская области. В общей сложности они обеспечивают свыше 70 процентов экспорта республики в РФ.

Обратным ходом товары сябрам отправляют Тюменская, Смоленская и Московская области, две столицы, Татарстан, Пермский край, Калужская область, Республика Башкортостан и Новосибирская область. На них приходится 73,4 процента российских поставок в РБ.

Беларусь традиционно направляет в братскую страну коммунальную и сельскохозяйственную технику. Востребованы продукты, товары легпрома, мебель.

Активно белорусские компании работают и на российском углеводородном рынке: общая выручка в 2019 году «Белоруснефть-Сибирь» составила 5,6 миллиарда рублей, чистая прибыль - 1,7 миллиарда.