Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


От экологии до IT - технологий

Руководитель отделения Посольства Республики Беларусь в РФ в Казани Олег Исаев - о современной технике, учебных классах МТЗ и новых направлениях в сотрудничестве

Автобусы на голубом топливе – экологичны и комфортны. За ними – будущее. Фото: bus.maz.ru.com

ГАЗОМОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЛУЧШЕ ДИЗЕЛЯ

- Давайте начнем с какого-то конкретного успешного белорусско-татарстанского примера промышленной кооперации. Есть же такие?

- Возьмем машиностроение. Реализуем совместные проекты в газомоторной сфере сразу по нескольким направлениям - пассажирский транспорт, трактора, двигателестроение. В этом году подписали контракт на производство 200 газомоторных автобусов средней вместимости «Lotos -206» на базе шасси автобусов МАЗ-206 по лицензионному соглашению Минского автозавода и компании «Раритек» из Набережных Челнов. Прирост вдвое - в 2018-м собрали только 97 машин, а значит - проект актуальный, перспективный. Не останавливаемся на достигнутом: на финишную прямую вышла совместная работа Минского моторного завода и «Раритека» над созданием газомоторных 4- и 6-цилиндровых двигателей. К концу года получим опытные экземпляры. Это позволит в дальнейшем оснащать современными двигателями трактора, пассажирский транспорт и технику «Амкодор».

- Как обстоят дела с серийным производством нового комбайна «Полесье КЗС- 4118К»?

- Генеральный директор «Гомсельмаша» Александр Новиков недавно на Дне поля-2019 в Татарстане встречался с руководством региона. Говорили как раз о перспективах поставок белорусского газомоторного комбайна для АПК, с учетом его экономичности: затраты на топливо в три с половиной раза меньше, чем у дизеля. Сейчас прорабатываем этот вопрос. Основная загвоздка - в регионе пока нет разветвленной сети газозаправочных станций. В сентябре этого года планируется визит Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова в Беларусь - на переговорах там будут детально обсуждать ситуацию.

ПО ПЛОЩАДИ КАК ДВЕ БЕЛАРУСИ

- Вы как дипломат курируете не только Татарстан, но и Чувашию, Марий Эл, Саратовскую, Ульяновскую и Кировскую области - вместе взятые они по площади, как две Беларуси. Какие еще экономические договоренности реализуются?

- В мае прошло первое заседание группы по сотрудничеству между Беларусью и Саратовской областью. Делегация во главе с первым зампредседателя правительства области Вадимом Ойкиным поучаствовала в Витебском экономическом форуме. Там подписали дорожную карту о сотрудничестве между регионами на 2019 - 2021 годы. Открываются большие перспективы. Прорабатываем крупный инвестиционный проект компании «Амкодор» по созданию сборочного производства сельскохозяйственной почвообрабатывающей техники в Саратовской области. На Санкт-Петербургском экономическом форуме «Амкодор» и правительство области подписали соглашение. В сентябре на Саратовском экономическом форуме стороны будут определять дальнейший алгоритм действий.

На заседании рабочей группы в Чувашии в ноябре прошлого года обсуждали сотрудничество в пассажирско-транспортной сфере. В Чебоксарах уже работают 53 автобуса МАЗ, десять из них - газомоторные. Белорусская делегация научно-производственной компании «Элара» недавно была в Чебоксарах. Договорились сотрудничать с «Интегралом». Уже из Беларуси в Чувашию наладили поставки жидкокристаллических индикаторов для железнодорожных локомотивов.

На V Форуме регионов в Могилеве подписали соглашение о сотрудничестве между Республикой Марий Эл и Беларусью.

- В Татарстане, Чувашии, Ульяновске работают учебные аудитории белорусских заводов - сам в этом мог убедиться. Будут еще открываться в вузах региона такие классы?

- В большой степени готовности класс «МТЗ» для подготовки инженерно-технических кадров в Ульяновском агроуниверситете имени Петра Столыпина. Скоро состоится его официальное открытие.

«СКИФ» И «ЧИСТАЯ ВОДА»

- Это, можно сказать, «классические» сферы, а есть ли какие-то новые тренды?

- Новая сфера - экология. В Беларуси успешно работает «Полимерконструкция» - многопрофильная производственно-инжиниринговая компания, которая специализируется на разработке, производстве и внедрении современных технологий и оборудования на объектах водоснабжения и водоотведения городов, поселков и промпредприятий. Она активно участвует в реализации белорусских программ «Развитие села», «Чистая вода», а также многих федеральных программ РФ. В портфолио компании больше 150 объектов водоснабжения и водоотведения в 37 регионах России - от Калининградской области до Магаданской, от Республики Коми до Краснодарского края, и свыше шестисот - в Беларуси. Планируются совместные проекты в Приволжском федеральном округе.

Еще одно новое направление - сотрудничество в сфере IT-технологий. Активно контактируют ученые. Недавно обменялись рядом визитов, последний из которых - в конце июня. Делегация во главе с вице-президентом Академии наук Татарстана Айратом Абдуллиным приезжала в Минск, где провела переговоры с представителями Объединенного института проблем информатики НАН Беларуси. Договорились сотрудничать в наукоемких проектах, в том числе, в рамках союзной программы «СКИФ».

ДОСЛОВНО

Агроусадьбы шагают по Сибири

 sv10-1707-shuglya-100.jpg

Фото:www.embassybel.ru

Владимир Шугля, почетный Генеральный консул Республики Беларусь в Тюмени:

- Одна из главных тем VI Форума регионов России и Беларуси - гуманитарное сотрудничество. И Тюменская область тут оказалась впереди. В прошлом году в Беларуси мы провели большое мероприятие: привезли туда необычное издание «Евангелия» Федора Достоевского - единственной книги, которую ему разрешили взять с собой в ссылку, в острог. Ее передали писателю жены декабристов в Тобольске. В ней сохранились пометки Достоевского. Фонд «Возрождение Тобольска» выпустил ограниченным тиражом в сто экземпляров трехтомник: факсимильное переиздание экземпляра Евангелия со всеми пометками Федора Михайловича, их расшифровкой и комментариями ведущих специалистов. Продемонстрировали его студентам белорусского педагогического университета имени Максима Танка. Теперь один экземпляр книги хранится в Национальной библиотеке в Минске, второй - в Брестской области в Достоевской средней школе.

В конце мая в Тюмени прошел десятый международный конгресс «Кардиология на перекрестке наук», на который приехали восемь врачей из Беларуси. А еще в мае при помощи общественной организации «Союз - интеграция братских народов», которую я возглавляю, мы организовали визит тюменской делегации в Минск. Хотели установить контакты в сфере туризма.

Мы постоянно пытаемся состыковать сибиряков с белорусами, помогаем находить контакты. Речь идет и об обычном, как я его называю, любительском туризме: приехал, посмотрел, вернулся обратно, и о медицинском туризме, и о деловом - когда бизнесмены пытаются наладить контакты. Перспективен этнотуризм - агроусадьбы тоже начали потихоньку развиваться и в Тюменской области. И все благодаря опыту, который получили в Беларуси. А почему бы не использовать для туристического проекта белорусскую тему? Она связана с самоходами - когда-то десятки тысяч белорусов на телегах перебрались в Сибирь. В Тюменской области сохранились самобытные белорусские поселения.

У нас в Тюмени несколько школ дружат со школами в Бресте, проводят регулярные видеоконференции. Восемь тюменских вузов сотрудничают с белорусскими институтами.

Приезжали к нам в область министр энергетики РБ Виктор Каранкевич и первый замминистра промышленности Геннадий Свидерский. Надеемся, что будут конкретные результаты.