Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


С «Меркурия» видно все, так и знай

На заседании Комиссии ПС по законодательству и Регламенту обсудили, как информационные технологии помогают объединить усилия ведомств наших стран

Фото: Лев Федосеев/ТАСС

ПОГОНЯ ЗА ЦИФРОЙ

Особенно подробно союзные депутаты обсуждали перспективы сотрудничества в сфере цифровых технологий. Сегодня они становятся основой работы практически всех отраслей экономики и социальной сферы, затрагивают интересы подавляющего большинства граждан России и Беларуси.

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту Артем Туров сделал акцент на том, что условия современного информационного общества диктуют необходимость четкой выработки единого подхода к проблемам. А для этого нужно убрать все нестыковки в национальных законодательствах. По его словам, нынешняя разобщенность иногда доходит до абсурда. В качестве примера привел ситуацию, при которой министерства внутренних дел России и Беларуси до сих пор не имеют канала обмена данными.

- Когда объявляют людей в розыск, информацию об этом доставляют на флешках. За это время те, кого ищут, успевают выехать через территорию соседней страны. Есть много вопросов, которые нельзя упускать, чтобы впоследствии не менять законодательство. Придется работать на опережение. Необходимо, чтобы процесс цифровизации развивался в Беларуси и России параллельно, с учетом национальных особенностей. Взять, к примеру, здравоохранение. В России медицина страховая, в Беларуси - нет. До какой степени в таких обстоятельствах мы можем сближать законодательство в сфере цифровой экономики? Проблему необходимо обстоятельно изучить с участием профильных экспертов.

Свои предложения, как развивать интеграцию в этой сфере, озвучил начальник Управления Международной деятельности Министерства связи и информатизации РБ Александр Мокрягин:

- Видим потенциал сближения и гармонизации наших законодательств, но не до конца используем эти возможности. Первостепенные задачи - это формирование и развитие современных подходов, обеспечивающих внедрение цифровых систем сбора, обработки и передачи данных, устранение ограничений для развития цифровой экономики. К слову, российская сторона начала создавать единый реестр программ. Что касается Беларуси, то в стране реализуется Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 - 2020 годы. Эта сфера является национальным приоритетом. Одна из основных задач - трансформация Беларуси в страну высоких технологий.

Из «громадья задач» логически просматривается извечный вопрос о кадрах, способных интегрировать современные технологии в экономику наших стран. Парламентарии решили провести в сентябре семинар, который даст старт работе по подготовке модельного законодательства Союзного государства в сфере цифровизации. На нем и обсудят проблему нехватки специалистов, а еще перспективы создания технопарков на территории ЕАЭС.

МИЛЛИАРДЫ СЧЕТ ЛЮБЯТ

Уже не первый год задача номер один для парламентариев и специалистов юридической сферы Беларуси и России - унифицировать правовое поле. Не все просто, но, как известно, дорогу осилит идущий.

В Гродно на заседании профильной комиссии «сверили часы». Консультант Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета СГ Ирина Овчинникова наиболее актуальной темой считает торгово-экономическое сотрудничество. Именно оно, по мнению опытного юриста, лежит в основе создания единого экономического пространства Союзного государства. Положительная динамика роста товарооборота между нашими странами вселяет оптимизм:

- По итогам 2018 года товарооборот сложился в сумму более 35,6 миллиарда долларов, с приростом почти на десять процентов. Российская Федерация была и остается основным торговым партнером Республики Беларусь, ее доля в общей торговле - чуть меньше половины, 49,3 процента. А Беларусь для России занимает четвертое место по этому показателю среди стран мира и первое в СНГ.

Высокую эффективность межрегионального сотрудничества подтвердил Пятый Форум регионов. Он прошел в октябре прошлого года в Могилеве. За три дня деловые круги двух стран подписали больше семидесяти контрактов не менее чем на полмиллиарда долларов.

Сотрудничество ширится по всем направлениям. Так, аграрии Беларуси и России завершают работу по интеграции информационных систем. Российская разработка «Меркурий» и белорусская «AITS-Прослеживаемость» должны перекрыть пути проникновения фальсификата и контрафакта на союзный продовольственный рынок. Системы уже взаимодействуют в тестовом режиме.

Развивается единое научно-технологическое пространство. Работает больше десятка союзных программ: в космической, военно-технической, сельскохозяйственной, медицинской отраслях и микроэлектронике. И этот список постоянно пополняется. Близится к финишу строительство атомной электростанции в Островце. Это самый масштабный проект. Ввод в действие первого энергоблока запланирован на начало 2020 года.

КРЕПЧЕ ЗА СПРАВКУ ДЕРЖИСЬ, ШОФЕР

Работа водителей из Синеокой в России снова оказалась под угрозой.

Важную тему подняли транспортники Смоленска. Директор предприятия-перевозчика Алексей Богданов не в первый раз обращается за помощью к союзным парламентариям. В 2017 году он вместе с собратьями по «транспортному цеху» просил о признании в России белорусских водительских прав. Тогда приняли новые ПДД, и водителям-иностранцам разрешили работать только с правами российского образца. Под раздачу попали и белорусы, которых начали увольнять пачками. С подачи депутатов Парламентского Собрания Союзный Совмин эту проблему решил. Но сейчас возникли новые препятствия для работы белорусских водителей в России.

- Только в нашей организации работают восемьсот шоферов, трое из четырех - граждане Беларуси. Всего только на Смоленщине официально трудятся около шести тысяч белорусских граждан. Сегодня складывается непростая ситуация вокруг получения ими свидетельств о профкомпетенции. У ста процентов водителей из Беларуси этот документ есть, поскольку необходимость в нем давно прописана в белорусском законодательстве, но в России такая норма появилась недавно. И гражданам Беларуси нужно заново получать свидетельство. Понятно, что это связано с предварительным обучением, на которое необходимы время и деньги. Мы же полагаем, что белорусские документы однозначно должны признаваться российской стороной, потому что программа профессионального обучения водителей в наших странах идентична.

Предприниматель обратил внимание на то, что сложившуюся непростую ситуацию необходимо разрулить как можно скорее. Компания-перевозчик, выпускающая на маршрут водителя без оформленного должным образом свидетельства, обязана заплатить штраф в размере ста тысяч рублей.

- На основании Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан эти вопросы вроде бы в целом урегулированы. Но, к сожалению, мы постоянно вынуждены точечно корректировать какие-то частные случаи, - констатировал Артем Туров. Важность скорейшего решения возникшей проблемы особо отметил его белорусский коллега, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Виталий Шилов:

- Ситуация говорит, что нет системного подхода в воплощении в жизнь союзных документов. Вопрос, конечно, решим, потому что речь идет о наших гражданах, которые работают на территории Российской Федерации. Это действительно большое количество людей, которых, если они вернутся, мы просто не сможем обеспечить необходимым числом рабочих мест. Только в Смоленске около четырехсот транспортных компаний, где большинство водителей - белорусы. Но есть ведь и другие области, Россия - большая страна.

В Гродно союзные депутаты приняли решение о подготовке проекта Концепции сближения законодательств наших стран. Они высказали надежду, что уже в этом году документ будет внесен на рассмотрение Совета министров Союзного государства и утвержден на Высшем Государственном Совете.