Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Кому мешают «молочные реки» из Беларуси в Россию?

В середине февраля наши страны подписали «дорожную карту» на 2019 год по снятию взаимных ограничений в поставках продукции животноводства. Как это будет происходить, и почему до сих пор внутри Союзного государства барьеры затрагивают целые отрасли, разбиралась корреспондент «СВ»

Уже в этом году торговый поток может снова вернуться в верное русло. Фото: Анна Майорова/URA.RU/ТАСС

СУХОЕ В ОСТАТКЕ

Важный документ - итог переговоров замминистра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Ивана Смильгиня и руководителя российского Россельхознадзора Сергея Данкверта. Что же теперь изменится?

Серьезные осложнения в торговых отношениях России и Беларуси начались с февраля прошлого года. До этого претензии тоже были, но к продукции конкретных предприятий. Бывало, что в российский «черный список» одновременно попадало больше десятка производителей из Синеокой, - но все же никак не какие-то виды продукции целиком.

Тем серьезнее год назад прозвучало заявление Россельхознадзора: Россия собирается временно запретить ввоз из Беларуси практически всего молочного сырья - сухого молока и сливок, молочной сыворотки, концентратов молочного белка и далее по списку. То есть шлагбаум опускался для всей отрасли в целом. У белорусских производителей оставалась возможность продавать в Россию только готовую продукцию - пакетированное молоко, сыры, сливочное масло... А это весьма серьезное сужение рынка.

Ввод ограничений несколько раз откладывался - до очередных переговоров. Но в итоге с июня большая часть молочного сырья из Беларуси так и оказалась в России под запретом. Исключения были сделаны всего для нескольких предприятий - при условии усиленного лабораторного контроля со стороны Россельхознадзора.

Дальше - новые и новые переговоры. Список исключений стал постепенно расширяться...

Тем не менее статистика за 2018 год показывает: белорусский экспорт в Россию по некоторым молочным позициям упал на сорок процентов и больше (см. графику). Зачем понадобились такие санкции - тем более в рамках вроде бы единого Союзного государства?

ЗАЩИЩАЕМ «СВОИХ»?

В Беларуси ситуацию поняли так: российские производители сильно недовольны обилием дешевой продукции из республики и пролоббировали «меры» против соседей.

- У Казахстана и Украины, которые импортируют такое же белорусское молоко и продукты питания, претензий нет, - приводили аргументы год назад белорусские чиновники и журналисты.

В Россельхознадзоре в ответ утверждали, что речь не совсем о «таком же» молоке. И производители соседей по Союзному государству по факту страдают... за того брата.

Главные претензии - через Беларусь в Россию идет вал реэкспорта, продукции непонятного происхождения по фальсифицированным документам. В частности, сухое молоко из стран Евросоюза, например, Польши, по демпинговым ценам - то есть запрещенная в России продукция.

Одна из причин, по версии российской стороны, - недостаточно прозрачная работа белорусских служб. Вот ввели бы вместе с Россией электронные сертификаты общего образца - проблем меньше было бы.

- Складывающаяся ситуация говорит о неэффективности контроля ветеринарной службы РБ на белорусском участке внешней границы ЕАЭС, которая либо участвует в незаконных схемах, либо не уделяет должного внимания происходящему, - говорилось в одном из официальных сообщений Россельхознадзора от февраля 2018 года.

Есть и более весомая причина - не урегулированы вопросы с транзитом через территорию России белорусской продукции, которая вроде бы следует в другие страны ЕАЭС - Казахстан, Киргизию и Армению. Но не всегда туда доезжает.

По подсчетам Россельхознадзора, в 2017 году к соседям по ЕАЭС не доехало около 15 тысяч тонн белорусской молочной продукции. Это почти треть от общего объема поставок, идущего из Синеокой в эти страны. Казалось бы, куда уж больше. Но с января по сентябрь 2018 года где-то по дороге потерялось уже больше 61 тысячи тонн, или 74,9 процента грузов.

- Временно ограниченное к ввозу в Россию сухое молоко при перемещении по территории нашей страны «растворяется» и используется для изготовления фальсифицированной продукции, которая впоследствии реализуется на российском рынке, - до сих пор возмущаются в российском надзорном ведомстве.

11.jpg

ВЫНУЖДЕННЫЕ ДРАКОНОВСКИЕ МЕРЫ

В 2018 году уже была разработана «дорожная карта» по решению «молочных» проблем. Но полностью разрешить ситуацию не удалось.

- У наших стран есть единое понимание развития сельскохозяйственной политики Союзного государства. Основной задачей на 2019 год остается снятие оставшихся барьеров, включая поставки молочной продукции. Нам необходимо вместе минимизировать их фальсификат и квазитранзит из Беларуси через Российскую Федерацию в другие страны ЕАЭС, что сбивает рынок молока в наших странах и порой приводит к вынужденному введению драконовских мер, - заявил на встрече с заместителем премьер-министра Республики Беларусь Михаилом Русым вице-премьер правительства России Алексей Гордеев (он курирует аграрный сектор).

Стороны договорились, что Россельхознадзор и ветеринарная служба Беларуси вместе проанализируют все действующие взаимные ограничения поставок на предмет их обоснованности.

Но остается ряд вопросов, которым и посвящена в том числе новая «дорожная карта»-2019. Главный из них - тот самый пресловутый транзит сельхозпродукции. Обе стороны согласны, что он должен регулироваться по четким и понятным правилам. Но для этого нужны решения на уровне Евразийской экономической комиссии, а не только Союзного государства.

Еще одна задача - интегрировать две электронные системы отслеживания продукции: российскую систему «Меркурий» и ее белорусский аналог. Тогда не должно возникать проблем с тем, что часть продукции из Беларуси в Россию въехала, а потом непонятно куда делась.

Кроме того, обсуждается вопрос самоограничений. Это когда, скажем, республика сама вводит стоп-лист на продукцию предприятий, занимающихся поставками в Россию, если, согласно лабораторным исследованиям, обнаруживаются нарушения. Не дожидаясь, пока это сделает другая сторона.

А пока в рамках новой «дорожной карты» сняты ограничения еще с нескольких белорусских предприятий.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

РАЗРЕШИТЕ ОБРАТИТЬСЯ!

Проблемы с «заслонами» есть и у российских предприятий, которые хотят поставлять продукцию в Беларусь. Минэкономразвития РФ в докладе «О работе по устранению барьеров на внешних рынках» оценивает ущерб в 2018 году от введенных соседями ограничительных мер в 42 миллиона долларов. В основном речь идет, как следует из опубликованного документа, о разрешительной системе для импорта мяса птицы, рыбы и тому подобных товаров. Такая система предполагает, что каждое предприятие должно каждый раз спрашивать разрешение на ввоз той или иной продукции в уполномоченном органе страны-импортера. При этом не всегда все проходит гладко, и периодически на подобные запросы отвечают отказами.