Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Экономика


Бензин дорожает втрое быстрее инфляции

Может ли Беларусь снизить дефицит топлива на российском рынке?

Владимир Путин в поездке по новой трассе Чита–Хабаровск на машине «Лада-Калина». Фото: wikipedia.org

Горючее в прошлом году било рекорды роста в РФ. Цены повышались как на оптовом рынке, так и в рознице. Нефтеперерабатывающие заводы реализовывали топливо на историческом максимуме. Ценники на АЗС росли не так резво, но все равно гораздо быстрее инфляции. По данным Росстата, в среднем литр бензина в стране с начала 2017 года подорожал на шесть процентов. И это при официальной инфляции в 2,5 процента. Что происходит со стоимостью горючего? И может ли союзная кооперация помочь снизить цены?

НЕФТЬ ОПЯТЬ ВЫШЕ $60

Одна из причин высоких цен на топливо - подорожание «черного золота». В прошлом январе баррель стоил $55, летом опускался до $45, а сейчас уверенно держится выше $65 уже долгое время. В себестоимости бензина «черное золото» играет не такую серьезную роль, как многим кажется. Но это один из важных факторов, который влияет на конечную стоимость заправки любого автомобиля (см. графику).

- Внутренняя цена на нефть сейчас находится на максимальных исторических отметках - около 20 тысяч рублей за тонну. Даже при цене на нефть в $140 (в 2008 году. - Ред.) такой ситуации не было, - поясняет Андрей Гордеев, аналитик консалтинговой компании «Верген Ойл Групп».

Прогнозы на будущее пока давать сложно. Все будет зависеть от договоренностей между странами ОПЕК. Но вряд ли стоимость «черного золота» резко упадет. В условиях растущей глобальной экономики это маловероятно.

Снимок экрана 2018-01-10 в 16.37.21.png

СБОР РАДИ НОВЫХ ДОРОГ

Еще один фактор - налоговая и акцизная нагрузка на нефтяные компании. В пользу государства отдается более 60 процентов тех денег, что мы, как автолюбители, платим на АЗС.

- Когда затевался налоговый маневр, акцизы должны были отменить, перекладывая нагрузку на НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. - Ред.), - поясняет Андрей Гордеев. - Но потом цена на нефть упала, и власти решили оставить и акцизы, и повышенный НДПИ. Все это повышение компании, естественно, переложили на потребителей.

Повышение акцизов будет происходить и в ближайшие годы. В 2018-м акцизы увеличат дважды - по 50 копеек за литр с января и с июля. Компании уже начали готовиться к этому. Стоимость топлива обычно повышают плавно, чтобы не пугать потребителей. По расчетам экспертов, доля акциза в стоимости литра топлива уже превышает 20 процентов. К примеру, на литр бензина к 2020 году она будет составлять 10 рублей, а на литр дизельного топлива - 7,5 рубля.

Как поясняют эксперты, акцизы идут напрямую в дорожные фонды. За счет этих отчислений государство строит и ремонтирует дороги. Для сравнения, повышение акцизов в 2018 году принесет дополнительно в бюджет около 40 миллиардов рублей.

ЭКСПОРТИРОВАТЬ ВЫГОДНЕЕ

Одна из главных причин повышения - дефицит топлива на внутреннем рынке. И это не потому, что нам не хватает нефти или перерабатывающих мощностей. Крупным производителям сейчас выгоднее поставлять топливо за рубеж, чем продавать в России. Цена на нефть резко выросла, а курс доллара почти не поменялся. То есть в рублевом эквиваленте отдача от барреля нефти больше при продаже за рубеж.

Усугубляют ситуацию ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах. Они проходят регулярно. Так устроен технологический процесс на этих сложных производствах. Однако, когда рост на внешних рынках сочетается с плановыми работами на крупнейших НПЗ, это может вызывать дефицит топлива и рост цен на оптовом рынке. К примеру, стоимость бензина сейчас находится на максимальных исторических значениях - около 45 тысяч рублей за тонну.

- Основная прибыль сместилась в область добычи и экспорта. А реализация внутри страны не приносит особых прибылей, - считает Андрей Гордеев.

ФАС УПОЛНОМОЧЕН НАКАЗАТЬ

У чиновников на ситуацию немного другой взгляд. Цена на топливо - это фактор, который отражается на общей инфляции. Ведь это влияет на стоимость любых видов грузоперевозок. Резкие скачки правительству не нужны. Во время прошлого кризиса цены регулировала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она штрафовала нефтяные компании, если, по мнению чиновников, они завышали цены на топливо.

В конце прошлого года ФАС снова заинтересовалась топливным рынком. И даже отправила письма основным производителям. Чиновники попросили бизнесменов объяснить, почему топливо так резко выросло в цене. То есть экономически обосновать повышение стоимости. Кто-то объяснил это авариями на некоторых собственных НПЗ. В большинстве компаний пока никак не отреагировали на запрос ФАС. Тем не менее стоимость топлива на бирже стала падать.

- Уже сейчас мы видим снижение цен, а также рост объемов продаж - бензина стало продаваться порядка 30 тысяч тонн, тогда как ранее продавалось порядка 16 тысяч тонн, - рассказал агентству «Интерфакс» начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.

- Повышение стоимости бензина неизбежно, оно немного превысит общую инфляцию, но будет очень плавным, - считает Андрей Гордеев.

Снимок экрана 2018-01-10 в 16.40.36.png

МИНСК ПОМОЖЕТ?

Ситуацию могут исправить не только проверки со стороны антимонополистов, но и поставки из соседних стран, в частности, Беларуси. В последние годы Россия и Беларусь сотрудничали по простому принципу: Москва поставляла сырье, а Минск отправлял обратно бензин. Тем самым работа была обоюдовыгодной. Беларусь получала нефть по относительной низкой стоимости, а Россия сокращала дефицит на внутреннем рынке за счет поставок из союзной республики.

Тем не менее, когда нефть резко подешевела, белорусским производителям стало не так выгодно отправлять бензин в Россию. В итоге в 2017 году Москва освободила Минск от жесткого обязательства поставлять в Россию автомобильное топливо в обмен на поставки на белорусские НПЗ сырой нефти.

Сейчас производителям Синеокой выгоднее отправлять продукцию в Европу. Там цены на бензин сильно выше, чем внутри страны и даже в рамках Союзного государства. Однако, как полагают эксперты, если цены внутри России будут увеличиваться и дальше, поставки могут возобновиться. Тогда у белорусских трейдеров появится стимул контрактовать топливо на российских биржевых площадках.

КСТАТИ


В Синеокой - плюс семь процентов

В Беларуси цены на бензин жестко контролируются государством. Именно поэтому стоимость была зафиксирована на одном уровне больше двух лет, до марта 2017-го. С весны прошлого года началось постепенное подорожание. В итоге два основных вида бензина (92-й и 95-й) прибавили по 7 процентов, а дизель - 5 процентов. Но это в рамках общей инфляции, которая есть в Синеокой. То есть цены на топливо растут так же, как и на другие товары.

Для сравнения - сейчас литр АИ-95 стоит 1,29 белорусского рубля. В переводе на российские деньги это 36,4 рубля (примерно на 8 процентов дешевле, чем в России).


ПРОГНОЗ

Как считают эксперты, в 2018 году цены на бензин будут увеличиваться, чуть опережая инфляцию. Резкого роста, как в прошлом году, не будет.
В финансовой группе БКС подсчитали, что в этом году цена литра бензина в рознице в различных регионах России увеличится на 2 - 5 рублей. Этому будут способствовать общая инфляция (около 4 процентов), увеличение акцизов и прогнозируемое снижение курса рубля (в бюджете заложена стоимость доллара в 64,7 рубля).