САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Улыбки и гримасы глобализации

Начало сезона в киевском PinchukArtCentre – центре современного искусства, открывшемся всего какие-то три с половиной года назад, но уже успевшем прославиться на всю Украину и за ее пределами, ознаменовалось двумя параллельными персональными выставками всемирно известных художников. Это выставки Субодха Гупты – «Вера имеет значение (Faith Matters)» и Сергея Браткова – «Украина».

Начало сезона в киевском PinchukArtCentre – центре современного искусства, открывшемся всего какие-то три с половиной года назад, но уже успевшем прославиться на всю Украину и за ее пределами, ознаменовалось двумя параллельными персональными выставками всемирно известных художников. Это выставки Субодха Гупты – «Вера имеет значение (Faith Matters)» и Сергея Браткова – «Украина». Такое соседство совершенно разных художников в одной экспозиции кураторы объясняют тем, что они оба, каждый по-своему, отображают изменения в национальных культурах в контексте современной жизни мира. А хозяин арт-центра бизнесмен и меценат Виктор Пинчук от себя добавляет, что при замысле учитывалась игра слов в сочетании двух названий. Таким образом, он хотел подчеркнуть, что на данном этапе вера для Украины имеет значение.
Субодх Гупта был участником Венецианской бьеннале, Лондонской Frieze, выставлялся в крупнейших музеях мира, среди которых Tate и MoMA. «Вера имеет значение» – его первая персональная выставка в Восточной Европе. Специально для нее художник создал ряд новых работ – три скульптуры и семь картин. Среди них и работы, являющиеся его, так сказать, фирменным блюдом, – гигантские скульптуры и инсталляции из металлической кухонной утвари. Гупта фокусируется на проблемах национальной принадлежности и культурных изменений. Одна из них, «Вера имеет значение», представленная в отдельном зале, и дала название всей выставке. Движущаяся инсталляция из множества разных кухонных судочков символизирует огромный мегаполис с небоскребами. «Моя работа основывается на идее глобализации», – сказал он, презентуя проект. И действительно, ведь сейчас практически в любом мегаполисе существуют фастфуды с разной национальной кухней, и то, что мы едим, уже зависит не от наших объективных возможностей, а от нашего выбора. С другой стороны, зрителю представлена работа «Только один завтрак» – огромный стеллаж из традиционной для Индии посуды – всевозможных мисок, кастрюль, чашек и ложек из нержавеющей стали. Вся посуда пуста, и только в одной посудине лежит сверток с едой. Художник превращает предметы индийской повседневной жизни в произведения искусства, понятные всему миру, ведь проблема голода по сей день является одной из самых актуальных на планете.
Если первая выставка продолжает уже возникшую в PinchukArtCentre традицию демонстрировать публике иностранных звезд актуального искусства, то вторая – знакомит украинцев ближе с их земляком – художником Сергеем Братковым, десять лет назад поменявшим харьковскую прописку на московскую. Трудно определить принадлежность Браткова к русской или украинской культуре – некоторые так его и называют – «русско-украинский классик фотографии». Да и он сам затрудняется с собственной идентификацией, уклончиво говоря, что у современного художника нет родины – он везде иностранец, и тут же противоречит себе, заявляя: «Моя родина – СССР. Мы все выросли на одной литературе, фильмах, мои художественные вкусы сформировались в стране, которой уже нет на карте».
В одном он уверен точно: «Моя выставка в PinchukArtCentre – это московский взгляд на Украину». И действительно, выставка Браткова – взгляд на Украину не изнутри, а со стороны, лишенный тех эмоций, которые присущи вовлеченному в события наблюдателю. Сам он отмечает, что Москва научила его холодности. Критики же, напротив, отмечают, что в его работах чувствуется, что взгляд автора сформирован другим, не московским пространством. Вот так вот и получается, что Братков синтезирует в себе русское и украинское.
Проект «Украина» – его первая масштабная выставка на Украине, хотя за границей он широко известен и участвовал во множестве престижных выставок. Прожив десять лет в Москве, Братков решил взглянуть на Украину свежим взглядом: объехав все регионы, он создал масштабный портрет страны. Автор создал серию новых фотографий и инсталляций, которые представлены наряду с работами, созданными на протяжении последних десяти лет. Экспозиция, представляющая около 70 работ, – своего рода повествование, отражающее современную Украину. Он говорит, что литературная основа всех работ, собранных на выставке, – творчество Гоголя. Сначала такое заявление автора вызывает недоумение, ведь в выставке нет ни одного намека на гоголевских героев или его сюжеты. Но если задуматься, то в фокусе его работ неизменно оказываются человеческие пороки и болезни общества.
Из работ, уже выставлявшихся и растиражированных в Интернете и прессе, – скандально-эпатажные серии «Дневник Чикатило», «Детки», «Страшилки». Первая представляет собой фантазию на тему, как бы выглядели следы школьных лет жизни – тетрадки, дневники, гербарии – будущего маньяка-убийцы.
Из новых работ весьма ироничным и до боли актуальным для Украины в преддверии Евро-2012 экспонатом явилось новшество Браткова «Евроотель». Художник соорудил настоящий гостиничный номер из старого заслуженного «Запорожца», не забыв обо всех нуждах туристов.
Однако похожие у нас не только беды, но и радости. Заставляет улыбнуться видеоинсталляция «На вулкане» – отдельная комната, обложенная по периметру сосновыми досками, с деревянными скамейками. В ней демонстрируется научно-популярный фильм о «spa-курорте» в Краснодарском крае, где якобы лечебной грязью лечат все человеческие недуги. Особенность ленты в том, что выполнена она по всем канонам советского телевещания. Конечно, фильм – пародия, но от этой эстетской шутки в колхоз «За Победу», где располагается «курорт», люди ездить не перестали.
Кстати, на вопрос, почему в выставку об Украине попало видео, снятое на Кубани, куратор выставки и художник неожиданно ответили вопросом на вопрос: «А кто там живет, на Кубани?» Получается, что спустя почти двадцать лет после распада Союза и образования суверенных государств даже в сознании таких вроде бы современных людей граница остается весьма условной. И действительно, меня лично даже удивило, что в выставку об Украине, целью которой было продемонстрировать именно национальные изменения, попало в большей степени не наше частное, а наше общее. Очевидным становится, что за эти двадцать лет поводы для слез и смеха у нас – на Украине и в России, да и в других республиках – остались, по сути, одними и теми же.

Елена ЮРЬЕВА,
спецкор «СВ» в Киеве

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. 70-я сессия Парламентского Собрания Союзного государства пройдет в Бресте в июне 2026 года
  2. Виктор Селиверстов: Бюджет на 2026-й год будет достойным
  3. Ольга Германова: Это был проверочный год
  4. Вячеслав Володин: Персональная ответственность и рост товарооборота — залог успеха Союзного государства
  5. Вячеслав Володин призвал комиссии работать на результат и экономить бюджетные средства
  6. Абхазия расширяет межпарламентские связи на 69-й сессии Парламентского Собрания Союзного государства
  7. Игорь Сергеенко: Союзное государство делает ставку на интеграцию, молодежь и равенство прав
  8. Игорь Сергеенко: Союзное государство готово дать адекватный ответ на внешние угрозы
  9. Южная Осетия перенимает опыт Союзного государства на 69-й сессии Парламентского Собрания
  10. Вячеслав Володин поздравил героев Отечества в начале сессии Парламентского Собрания
  11. В Москве началась 69-я сессия Парламентского Собрания Союзного государства
  12. ПВО России за ночь сбили 121 украинский беспилотник, атаки отражены в шести районах Ростовской области
  13. В Москве сегодня пройдет 69-я сессия Парламентского Собрания Союзного государства
  14. Вячеслав Володин: необходимо защитить символы государственности от искажений
  15. Путин: инфляция в России по итогам 2025 года может опуститься ниже 6%

Парламентское Собрание

Виктор СЕЛИВЕРСТОВ: Бюджет на 2026 год планируется профицитным

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку рассказал о том, какие мероприятия должны войти в бюджет будущего года

Политика

Поддержка в мирной жизни

Участники СВО смогут повторно получить среднее профессиональное образование бесплатно.

МНЕНИЯ

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

Мова нынче моветон?

Павел Родионов

Народ в Незалежной предпочитает говорить на русском.  

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также