Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Огонь, батарейка!

Электромобиль 130-летней давности из гаража Романовых, встречи со звездами, лекции, спектакли, концерты и кинопоказы. Чем удивили столичную публику

Фото: Сергей Киселев/Агентство городских новостей Москва

КВЕСТ НА КОЛЕСАХ

Всюду невероятные очереди! Часа два простоишь, прежде чем бесплатно попадешь в музей.

Но людей они не смущают. Так же, как и мелкий моросящий дождик. Под зонтами выстраиваются на «ГЭС-2».

- Будете стоять? - спрашиваю у высоких парня с девушкой. Они сильнее запахиваются в плащи, ежатся и прижимаются друг к дружке под черным зонтом.

- Да, «Ночь музеев» же раз в году, - улыбается девушка.

Парочка и другие посетители устремляются в пространство «Ателье». Там рассказывают друг другу страшилки. Но волшебство начинается сразу при входе на «ГЭС-2». Всю территорию на время «Ночи» превратили за счет специального освещения в загадочные порталы. Казалось, будто все там, включая людей, нарисовано мелом.

Но пора и в другие музеи! Выходим, и мимо вальяжно проезжает белая «Волга». Она - участница ралли «Тур Культур». Акцию устроили сразу шесть музеев. Их сотрудники уселись в ретромашины. Получился 21 экипаж. Величественные правительственные ЗИЛы-111, черные и белые «Чайки» и символ Оттепели - 407-й «Москвич». Музейные работники устроили рейд по своим же рабочим местам. И агитировали желающих следовать за ними. Не важно - на своих двоих или в автомобиле. Гости «Ночи» могли поучаствовать и в квесте. Задания публиковали в специальном чат-боте. Путешествие начиналось от павильона «Транспорт СССР» на ВДНХ, где можно было послушать, как звучат ретротрамваи и такси. Завершался маршрут в музее-заповеднике «Царицыно». Гостей водили по усадьбе и рассказывали о том, как строилась императорская резиденция, о «театре архитектуры» Баженова и о событиях, связанных с именами Екатерины II и Потемкина.

Обязательно надо было заехать и в четыре других музея: архитектуры имени Щусева, Москвы, Еврейский, MMOMA. Тех, кто побывал везде и справился с заданиями, ждали призы, например, абонементы.

ПЛАТЬЕ ДЛЯ ЗБАРСКОЙ

В Музее Москвы можно было посмотреть главную выставку сезона «Дом моделей. Индустрия образов» - чудом сохранившиеся фотографии платья «Россия» из красного букле. Такое название дали наряду, чтобы он стал символом страны за рубежом. Придумала платье в 1967 году Татьяна Осмеркина, а демонстрировала легендарная советская манекенщица Регина Збарская. Пошили изделие из пальтовой ткани, выпустили в единственном экземпляре. На Международном фестивале моды оно имело оглушительный успех. Но после этого бесследно исчезло.

В Музее космонавтики на ВДНХ поздравляли художников. Группе «Амаравелла» исполнилось сто лет.

- Это наши художники-космисты, - пояснила пресс-секретарь Музея космонавтики Александра Орлова. - Они создали это в двадцатых-тридцатых годах. Мы храним самую большую коллекцию их работ.

«Амаравеллу» поздравляли фортепианным концертом, во время которого «оживали» их полотна. Устраивали и перформансы.

СЕМЬ БОГАТЫРЕЙ ОТ ДЕРЕВЯНКО

Самой звездной была «Ночь» в Еврейском музее и Центре толерантности. Там прошли «Внеклассные чтения», во многом напоминающие блестящий светский раут нулевых «Пионерские чтения».

«Сон смешного человека» Достоевского читали звезда «Сталинграда» и «Джетлага» Мария Смольникова и Иван Орлов из «Тихого Дона» и «Движения вверх».

- Достоевский трогательно и тонко рассказывает о том, как внутренняя широта человека может вмещать в себя и полный мрак, и святость, - рассказывает Мария Смольникова. - Это поражает и даже пугает. Почему одни люди выбирают больше света, а другие - тьмы? В одном из эпизодов автор описывает райскую жизнь, что вызывает у меня прямую ассоциацию с библейскими писаниями.

Актеры читали произведение под музыкальные зарисовки композитора Ульяны Волковой.

Завершился вечер появлением Павла Деревянко. Актер прочитал «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

Еще одна звезда ярко горела в Доме Гоголя. Актер Владимир Стержаков устроил творческий вечер. Рассказал о том, как работал с известными коллегами - Людмилой Гурченко, Олегом Табаковым, Олегом Ефремовым.

КНОПКИ НЕ ТРОГАТЬ

В «Бункер 703» очередь была еще больше, чем на «ГЭС-2». Отстояв ее, спускаешься вниз, в шахту, на глубину 43 метра пешком и поднимаешься так же. На крутой лестнице и в подвальных помещениях тепло, влажно и пахнет сероводородом.

Экспонаты трогать можно, но не кнопки! Какой-то посетитель нажал одну из них, и тут же начался тревожный сигнал. Вой не прекращался до тех пор, пока не подошел экскурсовод.

Бункер - бывший спецобъект МИДа. В 2005 году перестал работать, потому что его начало затапливать. Его закрыли. Десять лет он стоял без дела. Музей тут появился

в 2018 году. Технические помещения сохранили в том виде, в каком существовали в советские годы. Ремонт начали и не закончили.

- Тут были фальшпотолки - зонты. Они нужны, чтобы капельки воды стекали на них и не попадали на документы. Но когда начали делать ремонт, все эти потолки убрали, - рассказывает экскурсовод.

В Дарвиновском музее водили по экотропе и показывали тридцать разных видов деревьев. В крохотном Яндекс Музее рассказывали о советских компьютерах, иностранной технике и счетных устройствах. Читали лекции о микроэлектронике, британских компьютерах и Apple.

В Музее русского импрессионизма пространство выставки «Отличники» превратилось в учебный класс. В центре поставили натурщицу. А художница Айша Биринжи рассказывала, как работать углем, сангиной, масляной пастелью и карандашами. Гости пробовали сделать зарисовки.