САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

От загадок Скорины – к тайне «Афинской школы»

Похоже, фреска Рафаэля Санти «Афинская школа», украшающая библиотеку Ватикана, сотни лет хранила тайну, связанную с Беларусью. Во всяком случае, так считает автор открытия – ученый из Минска Григорий Ревяко, обнаруживший удивительное сходство одного из персонажей монументальной работы великого итальянца с белорусским первопечатником и просветителем Франциском Скориной. При этом доводы исследователя столь убедительны, что с ними нельзя не согласиться.

Похоже, фреска Рафаэля Санти «Афинская школа», украшающая библиотеку Ватикана, сотни лет хранила тайну, связанную с Беларусью. Во всяком случае, так считает автор открытия – ученый из Минска Григорий Ревяко, обнаруживший удивительное сходство одного из персонажей монументальной работы великого итальянца с белорусским первопечатником и просветителем Франциском Скориной. При этом доводы исследователя столь убедительны, что с ними нельзя не согласиться. Прежде всего доктор искусств Скорина, прекрасно знающий итальянскую живопись, как раз в это время жил в Италии, бывал в Риме, Падуе, где защищал еще одну докторскую диссертацию – на этот раз по медицине. Правда, история не оставила свидетельств, что пути Рафаэля и Скорины действительно пересекались, но, учитывая узость тогдашнего круга художников и искусствоведов, можно предположить, что они знали друг друга. Просто обязаны были знать, поскольку искусствоведы всегда консультировали заказчиков, к кому из художников следует обратиться, и мастера кисти жизненно были заинтересованы в таком знакомстве.
Что касается росписи ватиканской библиотеки, то Папа Римский, как отмечали современники, проявил тогда измотавшую всех его помощников чрезмерную требовательность. Он долгое время отвергал предлагавшихся ему художников и их творческие замыслы, пока не сделал выбор в пользу мало известного еще Рафаэля. Естественно, люди из окружения Папы нашли молодого тогда мастера тоже не сами, а по подсказке кого-то разбирающегося в живописи. Возможно, это и был Скорина. И такая услуга в получении престижного заказа, с которого и началось восхождение Рафаэля к вершине славы, позже способна была подвигнуть художника на такой жест благодарности, как увековечение своего благодетеля.
На эту мысль наталкивает и другое обстоятельство. В роли Сократа, Птолемея, Гераклита и других исторических личностей на фресках представлены легко узнаваемые современники Рафаэля – итальянские общественные деятели, ученые, представители правящей элиты. И только портрет человека, которого художник изобразил рядом с собой, нарушив технологию, то есть написав его вживую на штукатурке, не используя утвержденный заказчиком картонный эскиз, так и остался не идентифицированным.
Обычно мастера монументальной живописи так отдают дань уважения соавторам. Но известно, что эту фреску Рафаэль создавал один. Стало быть, это действительно тот, кто помог ему «выйти в люди». Или все же наберемся смелости – тот, кто был еще и соавтором идеи? И еще наберемся смелости утверждать вслед за Григорием Ревяко, что человек на фреске справа от Рафаэля и на автопортрете из Библии Скорины – одно и то же лицо. Ведь они (посмотрите на фото) действительно очень похожи!
А теперь обратимся к другой стороне этой истории. Почему вообще ученый, работавший в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники – вузе, не имеющем отношения к предмету нашего разговора, занялся изучением творческого наследия Скорины?
– Дело в том, – объясняет Григорий Максимович, – что в 1990 году, когда по решению ЮНЕСКО праздновался 500-летний юбилей Скорины, в одной из публикаций я обратил внимание на фразу о том, что гравюры в его Библии содержат много загадок. А поскольку наша лаборатория информационно-кибернетических систем занималась компьютерной расшифровкой сделанных из космоса снимков земной поверхности, то я решил использовать эти наработки для разгадки тайнописи. Начал изучать литературу о зашифрованных посланиях – от времен индейцев майя до европейского Средневековья, где подобная практика была обычным делом. И оказалось, что Скорина тоже использовал отработанные приемы маскировки содержания, а поскольку он еще и глубоко знал астрологию, то насыщал гравюры и символами из этой области.
Все его рисунки из Библии и других книг были помещены в электронную базу данных, очищены с помощью специальных технологий от повреждений и искажений, и когда запустили компьютерную программу, позволяющую выявлять скрытые изображения, страницы Книги книг заговорили по-новому. Самым распространенным его приемом шифрования оказался эффект зеркального отражения. То есть когда к рисунку под определенным углом в определенном месте прикладывается зеркало, то из хаотичного порой набора линий рождается скрытое изображение, одна половина которого располагается на бумаге, а вторая – на стекле. Впрочем, значение открывшегося рисунка надо потом еще правильно истолковать. Частично это сделать удалось, но многое еще ждет своего часа.
Манипуляции с зеркальным отражением помогли ученому увидеть в растительном орнаменте человеческую фигуру, которая, как он считает, символизирует возрождение духовных ценностей. То же зеркало выявило на одном из рисунков рожицу черта и солнечный диск, что символизирует темное и светлое начало человеческой личности. Заставка с заглавной буквой «Р» несет в себе, как оказалось, опрокинутое изображение двуглавого орла, символизирующего Россию, которая терпела в то время военные поражения.
Кстати, в букве «М» он дает ключ к расшифровке, помещая там женский портрет с древнегреческим знаком на лбу, означающим мифологическую Медузу, которую Персей победил, глядя на зеркальную поверхность своего щита. Зеркало присутствует и в качестве символа на автопортрете Скорины.
И чтобы уже закончить с буквами-символами, обратим внимание, что в литеру «А» наш земляк вмонтировал человеческий лик, оказавшийся, как выяснил Григорий Ревяко, портретом известной исторической личности – воеводы Константина Астрожского, который помог Скорине деньгами при издании Библии. Как видим, это очень напоминает подобный жест Рафаэля.
Языком символов белорусский первопечатник рассказывает и о себе. На автопортрете он зашифровал, например, время своего рождения. Отразил и социальный статус, расположив себя между двумя медведями. Правда, догадаться об этом непросто. Но на правильную мысль наводит присутствующий тут же астрологический инструмент, который указывает, что медведи означают созвездия Большой и Малой Медведицы, между которыми расположено созвездие Дракона. А Драконами в Средние века называли посвященных людей, коим и был дважды доктор наук Скорина.
Подчеркнута в рисунке и главная его ценность – знания. Они символизируются в свитке, выглядывающем из-под покрывала, которое до сих пор принимали за одежду. Ревяко обратил внимание, что покрывала помечены знаком полумесяца, стало быть, по астрологической символике – это так называемый «лунный дом», указывающий место расположения клада или какой-то ценности.
Словом, откапывать клады на этом поле можно бесконечно, ибо насыщенность рисунков символами впечатляет. Самое удивительное, что все это, в том числе и неканонизированные разделы из древних текстов, введенные Скориной, несет в себе Библия – книга, которая не позволяла вольностей. И куда, спрашивается, смотрел тогдашний средневековый Главлит или как его там?

Дмитрий ГОМЕЛЬСКИЙ

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Бюджет Союзного государства на 2026 год предусматривает профицит и финансирование ключевых программ
  2. Олег Гайдукевич: Законодательство Беларуси и России в сфере безопасности унифицировано
  3. 70-я сессия Парламентского Собрания Союзного государства пройдет в Бресте в июне 2026 года
  4. Иван Мельников: В следующем году исполняется 85 лет с начала Великой Отечественной войны
  5. Сергей Глазьев: Подготовка программ Союзного государства переходит на конкурсную основу
  6. Сергей Глазьев: Доходная часть бюджета увеличена за счёт целевых остатков и дополнительных доходов
  7. Виктор Селиверстов: Бюджет на 2026-й год будет достойным
  8. Ольга Германова: Это был проверочный год
  9. Вячеслав Володин: Персональная ответственность и рост товарооборота — залог успеха Союзного государства
  10. Вячеслав Володин призвал комиссии работать на результат и экономить бюджетные средства
  11. Абхазия расширяет межпарламентские связи на 69-й сессии Парламентского Собрания Союзного государства
  12. Игорь Сергеенко: Союзное государство делает ставку на интеграцию, молодежь и равенство прав
  13. Игорь Сергеенко: Союзное государство готово дать адекватный ответ на внешние угрозы
  14. Южная Осетия перенимает опыт Союзного государства на 69-й сессии Парламентского Собрания
  15. Вячеслав Володин поздравил героев Отечества в начале сессии Парламентского Собрания

Парламентское Собрание

Виктор СЕЛИВЕРСТОВ: Бюджет на 2026 год планируется профицитным

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку рассказал о том, какие мероприятия должны войти в бюджет будущего года

Политика

Поддержка в мирной жизни

Участники СВО смогут повторно получить среднее профессиональное образование бесплатно.

МНЕНИЯ

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

Мова нынче моветон?

Павел Родионов

Народ в Незалежной предпочитает говорить на русском.  

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также