САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Институтки снова в моде?

К 250-летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны Государственная система женского образования в России на протяжении всего периода ее существования, со второй половины XVIII века и до 1917 года, неразрывно связана с именами российских императриц. Среди них, безусловно, наиболее яркой персоной является императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I.

К 250-летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны

Государственная система женского образования в России на протяжении всего периода ее существования, со второй половины XVIII века и до 1917 года, неразрывно связана с именами российских императриц. Среди них, безусловно, наиболее яркой персоной является императрица Мария Федоровна, жена императора Павла I. И хотя Екатерине II мы обязаны основанием Смольного института, первого в России женского учебного заведения, надо сказать, что вопросам образования она все же уделяла далеко не первостепенную роль. Мария Федоровна, в свою очередь, сменившая Екатерину, посвятила развитию женского образования в России почти всю свою жизнь.
14 октября исполнилось 250 лет со дня рождения императрицы Марии Федоровны. И спустя два с лишним столетия снова развиваются дискуссии о преимуществах женского образования и воспитания женщины как хранительницы домашнего очага.

Будучи еще молодой принцессой, Мария Федоровна рано усвоила те взгляды на женское образование, которые выражены в Philosophie des femmes – стихотворении, занесенном в тетрадь будущей императрицы: «Нехорошо, по многим причинам, чтобы женщина приобретала слишком обширные познания. Воспитывать в добрых нравах детей, вести хозяйство, иметь наблюдение за прислугой, блюсти в расходах бережливость – вот в чем должно состоять ее учение и философия». По прошествии многих лет, будучи уже императрицей, она старалась всеми силами воплощать эти слова в жизнь, заботясь о вопросах женского просвещения в России согласно собственному видению. Конечно, при Марии Федоровне говорить о всесословном женском образовании пока не приходилось. Признавалось возможным давать государственное образование лишь особам дворянского происхождения в закрытых учебных заведениях.
Такими заведениями стали институты благородных девиц. Надо заметить, что с приходом императрицы Марии Федоровны государственная концепция женского воспитания и образования коренным образом меняется. Взгляды на воспитание Марии Федоровны во многом отличались от идей ее предшественницы Екатерины II. Если Екатерина Великая ставила перед собой широкие задачи – создать путем воспитания и образования «идеального человека и гражданина» и «исправить нравы» дворянского общества, в котором царило невежество, то Мария Федоровна возвращала воспитание в русло традиционных гендерных ролей. Главный удел женщины, по мнению Марии Федоровны, – материнство, но само содержание материнства в эту эпоху меняется, включая в себя заботу о воспитании и образовании детей. Императрица признавала женщину «достойным и полезным членом государства» в качестве «хозяйки», поэтому главная задача воспитания состояла в подготовке «добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек». Мария Федоровна придавала главенствующее значение воспитанию. На обучение она смотрела как на вспомогательное средство к достижению целей воспитания. Императрица старалась по возможности установить семейные отношения между воспитанницами и начальницами институтов, поскольку считала семейные начала выше всего в воспитании. Женские институты полностью заменяли воспитанницам родную семью. В соответствии с популярными идеями философов-просветителей ХVIII века, в первую очередь Ж.-Ж. Руссо, воспитание женщин должно было происходить в строгой изоляции от внешнего мира, погрязшего в «суевериях» и «злонравии». Девочкам запрещалось отлучаться из института даже на летние каникулы, и они проводили в нем все шесть лет обучения.
В Санкт-Петербургском Екатерининском институте, первом институте благородных девиц, основанном Марией Федоровной, образовательный процесс был реализован в полной мере согласно видению императрицы. Руководство института строго следило за способностями воспитанниц хорошо танцевать, шить, болтать на французском языке и практически не уделяло внимания приобретению «общего» образования. Такой подход к образованию был мотивирован прежде всего тем, что институток готовили к семейной и светской жизни, «общие» знания не играли первостепенной роли в отличие от практических навыков. Например, умение хорошо танцевать или петь имело большее значение для выпускницы института: на балах дворянские девушки представлялись молодым людям, и чтобы понравиться и выйти замуж, нужно было уметь привлечь к себе внимание. Для этого институток с детства приучали к правилам светского общения, внешнего вида, к тому, как надлежит вести себя в высшем обществе. «Воспитанность отражалась всеобщей выправкой в разговорном языке, в походке, танцах, некоторой сдержанности – словом во всем, – вспоминала воспитанница Екатерининского института Софья Черевина. – Учительницам следовало заботиться, чтобы девицы не привыкли излишне важничать и унылый вид являть, были скромны, вежливы, ласковы, но непринужденны». Такое воспитание быстро давало свои плоды. Очень часто в институтах бывали случаи сватовства за воспитанницу последнего класса. Причем императрица Мария Федоровна лично участвовала в устройстве судеб девушек. Женихи обращались с предложением прямо к ней. Конечно, говорить о полной безграмотности институток все же не приходится. Многие из них были способны к обучению и выпускались блестяще образованными личностями. Но государственная стратегия воспитания женской части дворянства мотивировалась прежде всего заботой о сохранении российского родовитого дворянства как особой социокультурной общности. Отсюда и стремление императрицы воспитывать дворянку, нежели образовывать ее.
Воспитание в институтах благородных девиц начиная с 60-х годов XIX века подвергается насмешкам. К числу его недостатков относили, например, оторванность от семьи, приобретение светскости и развязности в обращении в ущерб учебному делу, пребывание воспитанниц в неведении всех общественных условий жизни. Такая оценка деятельности институтов логична. В это время демократическая публицистика провозглашала уже другой идеал женщины – стриженую общественную деятельницу с папироской в губах. К тому же женское образование оставалось все еще сословным, доступным только дворянству. Модель институтов благородных девиц постепенно устаревает и отныне воспринимается как некачественная, то есть не соответствующая потребностям времени. В результате многолетних дискуссий во второй половине XIX века появляются новые модели женских учебных заведений – женские гимназии, куда принимались «девицы всех свободных состояний, без различия сословий», а чуть позже появляется первый в России женский университет или Санкт-Петербургские высшие женские (бестужевские) курсы. Система институтского воспитания и образования продолжает существовать, но уже не как образцовая, а как одна из немногих, и к 1917 году она постепенно изживает себя.
Начиная с 90-х годов прошлого столетия возобновляются дискуссии о женском призвании, в которых все активнее проводится мысль о возвращении женщины в семью. Именно в этот период, спустя семьдесят с лишним лет, в России начинают возрождаться традиции женского институтского образования, начинают открываться новые институты благородных девиц в Москве, Омске, Перми. Современные институты благородных девиц, конечно, отличаются от прежних женских институтов: методы обучения и программа в них отличны от прежних женских институтов. Однако в каждом из них, как и прежде, наряду с общими предметами предусмотрен комплекс специальных дисциплин, необходимых образованной девушке: иностранные языки, музыка и танцы, рукоделие, этикет, верховая езда и др. Важно отметить, что в настоящее время институты благородных девиц открываются при содействии различных общественных организаций, а уже не по инициативе государства, что говорит о заинтересованности российского общества в проблеме обучения и воспитания современных женщин, представительниц общества XXI века.

Екатерина КНЯЗЬКИНА

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: необходимо защитить символы государственности от искажений
  2. Путин: инфляция в России по итогам 2025 года может опуститься ниже 6%
  3. Владимир Путин назвал приумножение российского народа главной задачей страны
  4. В Президентской библиотеке откроется выставка к 26-летию Союзного государства
  5. Дмитрий Песков назвал условия для восстановления отношений РФ и США и прокомментировал переговоры по Украине
  6. Вячеслав Володин: Безопасность не может строиться за счет других государств
  7. Симферопольская телебашня засияет в цветах флагов России и Беларуси в честь годовщины Союзного государства
  8. Президент Алжира преподнёс Александру Лукашенко клинок и традиционный бурнус
  9. Игорь Сергеенко: Мир и безопасность — главные ценности для всех людей
  10. Парламентская ассамблея ОДКБ приняла модельный закон о противодействии терроризму
  11. Эйсмонт объяснила, почему Лукашенко посетил Оман с сыновьями
  12. В Москве сегодня пройдет заседание Парламентской Ассамблеи ОДКБ
  13. Литва рассматривает возможность прекращения автобусного сообщения с Беларусью
  14. Владимир Путин назвал «Бессмертный полк» уникальным явлением для России и мира
  15. Владимир Путин на этой неделе встретится с героями Отечества и проведет Совет по нацпроектам

Парламентское Собрание

Соседи: Голосование с тройным контролем

Депутаты Парламентского Собрания стали наблюдателями на парламентских выборах в Киргизии

Политика

Поддержка в мирной жизни

Участники СВО смогут повторно получить среднее профессиональное образование бесплатно.

МНЕНИЯ

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

Мова нынче моветон?

Павел Родионов

Народ в Незалежной предпочитает говорить на русском.  

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также