Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Николай Лебедев: Безрукова душили слезы, дрожал голос

На экраны России и Беларуси вышел фильм о судебном процессе над нацистскими преступниками после окончания Второй мировой войны. Его режиссер рассказал «СВ» про семейную историю в сценарии и о том, как шла работа над кинолентой

Фото: кадр из фильма

НЕ ПРИДУМАЛ НИ СЛОВА

На фоне ситуации в мире у людей изменились предпочтения. Они стали активно ходить не на попсовую клюкву, вроде «Бесславных ублюдков», не на картины про любовь, а на наши сильные и честные исторические фильмы про войну: «Крылья над Берлином», «Баренцево море», «Праведник», «Нюрнберг». Приходят и семьи с детьми, и молодые парочки. Смотрят с удовольствием.

- Когда мне предложили снять этот фильм, я сначала отказался. Но в итоге согласился. Мне показалось, что книга Александра Звягинцева (бывший заместитель генпрокурора России. - Ред.) «На веки вечные» - интересный материал в качестве основы для истории. Год разрабатывал сценарий, изучал очень подробно другие материалы - литературные, свидетельства очевидцев, иностранных участников, протоколы процесса, видео. Все тексты, которые произносят актеры на процессе, - подлинные. Это документальные речи обвинителей и осужденных. Я не имел права придумывать хоть слово из того, что было произнесено там. 

- А в остальной части фильма?

- Это человеческая история, которая происходит на фоне больших исторических событий, меняющих жизнь людей. Главных героев зовут Игорь и Елена неспроста - эти имена носили мои родители, в титрах - посвящение их памяти и памяти композитора Эдуарда Артемьева. Он ушел из жизни вскоре после окончания работы над музыкой, я потерял друга. Он успел свести музыку к «Нюрнбергу», но вот премьеру уже не увидел…

- Ваши родные воевали?

- Мой отец всю жизнь искал могилу своего не вернувшегося с войны брата, моего дяди Николая, и эта история тоже лежит в основе сценария. Он погиб под Веной в апреле 1945 года, ему было всего девятнадцать лет. Дед, военный врач, погиб под Харьковом, ему было сорок лет, он тоже Николай. Их памяти посвящен фильм «Звезда». Второй дед-фронтовик ушел из жизни в 1989 году.

Партизанским отрядом на Брянщине командовал муж сестры моей бабушки, а его жена была связной. Я помню их рассказы… Так что эта картина связана и с тем временем, и с тем, что происходило с моей семьей, с поисками моим отцом могилы своего брата. Поэтому я отношусь к этому фильму как к личному высказыванию. Для меня это большая часть жизни.

«ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРИЛОСЬ»

- Когда я работал над сценарием, был потрясен личностью Геринга. Это харизматичный человек, очень умный, невероятно циничный, абсолютно без чувства эмпатии. И я подумал о том, как важно понимать: эти люди, которые сидели на скамье подсудимых, они были именно людьми, а не монстрами с чужой планеты. И это очень страшно. Это самое страшное, что человек может превратиться в такое чудовище и превратить мир в ад. Вот как не допустить такого? Как остановить зло в мире и в себе самом? Это очень важный посыл картины. Важно, чтобы это не повторилось, - считает режиссер.

Международный трибунал над нацистскими преступниками начался осенью 1945 года. Перед судом предстали 24 человека. Все они отрицали свою вину. Среди судей были представители четырех стран-союзниц: СССР, Франции, Великобритании и США. Но единства в мнениях не было. Кто-то говорил, что нет доказательств зверств. Существовал риск, что они выкрутятся (и в конце процесса пять человек действительно избежали приговора). Многие хотели развалить процесс.

- Пока длился процесс, менялась международная ситуация, началась холодная война. Был расчет на то, что он развалится. А вот не развалился! Союзники продолжали держаться вместе, чтобы покарать зло. Эта тема крупнейшего, масштабнейшего, вселенского зла, которое все равно будет повержено, очень важна в нашей картине.

Убедительные доказательства представили русские, в том числе главный обвинитель Роман Руденко. Роль Руденко режиссер доверил Сергею Безрукову, и она, хотя эпизодическая, стала ключевой в картине.

- Ему и выпало предъявить суду изделия из человеческой кожи - сумочки, перчатки, абажуры. Засушенная голова узника Освенцима, которая стояла на столе директора концлагеря.Реквизит изготовили настолько искусно, что он производил на всех ошеломляющее впечатление. Безрукову было трудно произносить текст - душили слезы, дрожал голос. И все равно многие иностранцы до конца не верили, так и говорили в кулуарах после просмотра картины: «Это невозможно», - намекая, что русские преувеличивают.Но потом русские показали страшные кадры кинохроники из концлагерей, и возразить стало нечего. У всех был шок, а с американским судьей случилась истерика. Фильм «Нюрнберг» в точности воспроизводит атмосферу суда, сам зал в мельчайших деталях построили в павильоне «Мосфильма». И даже актеров подобрали настолько точно, что всем на съемочной площадке казалось, будто они и в самом деле присутствуют на реальном суде в Нюрнберге. Появился в кадре и один не предусмотренный сценарием герой - советский фотокорреспондент Евгений Халдей. Фотокор прошел всю войну, освещал и Нюрнбергский процесс. И вот кто-то заметил, что среди художников, работавших на картине, один парень очень похож на Халдея. Так что пришлось ему в свободное от основной работы время сняться в эпизоде.

10 фильмов про Нюрнбергский процесс

ЗА КАДРОМ

БАХ ВМЕСТО КААС

Съемки пришлись на пандемию, поэтому пересмотрели концепцию картины и состав актеров. 

«Нюрнберг» снимали на «Мосфильме», в российских лесах, в Калининграде, собственно в Нюрнберге, в Праге.

В состав съемочной группы вошло больше двухсот иностранцев. Немцы, датчане, американцы. Привезти в Россию их было очень непросто. По многим причинам, но прежде всего из-за коронавируса. И, конечно, участие иностранцев сильно ударило по бюджету фильма. Сумма, что была вначале, к концу съемок увеличилась вдвое.

И, по закону подлости, ковид не заставил себя ждать. Двое иностранных актеров, которые участвовали в сцене казни преступников, подхватили вирус и вынуждены были какое-то время посидеть взаперти.

Звездную певицу Грету играет Лаура Бах. На эту роль звали Патрисию Каас. Она согласилась, но во время пандемии изменился ее график.

Грету сделали похожей на Марлен Дитрих, так как их биографии почти один в один.

Зал «600» Дворца правосудия воссоздали на «Мосфильме». В самом Нюрнберге знаковое место решили не снимать, так сильно оно изменилось с 1945 года. Например, там нет кабин для камер и балконов для гостей процесса. Зал и близко не похож на тот, что запечатлен в кинохронике.

На «Мосфильме» построили и небольшую квартиру, которую снимает главный герой Игорь Волгин. Его играет талантливый, но пока неизвестный Сергей Кемпо, который в 38 выглядит на 25.

По сюжету Волгин сам стреляет, падает в машине с моста и тонет в тяжелой шинели при нулевой температуре. Все трюки актер выполнял сам.