Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


«Золотой орел» без Михалкова

«Золотой орел», который называют «российским Оскаром» прилетел в 21-й раз на «Мосфильм». Премии вручали в легендарном первом павильоне «Мосфильма»

Фото: сайт «Золотого орла»

ГУЛЯТЬ ПО ЯБЛОНЕВОМУ САДУ

Гости были в основном в черном, как на минувшем ММКФ. Получая призы, благодарили, как на американской церемонии, папу с мамой и других причастных к награде людей.

Учредитель «Золотого орла», режиссер Никита Михалков так и не появился. Он перенес тяжелую пневмонию в больнице, только недавно выписался. Мэтра, понадеявшись на то, что он уже бодрячком, ждали. Церемонию даже задержали на 40 минут. Однако Никита Сергеевич не появился, что, впрочем, было предсказуемо. Все-таки режиссеру не 15 лет, и невозможно вот так вскочить и идти на светское мероприятие, пусть даже на свое.

Вели церемонию журналист и телеведущая Дарья Златопольская и актер, продюсер Алексей Гуськов. Приглашая на сцену Карена Шахназарова, ведущий оговорился. Рассказывая о «Мосфильме», произнес «киноконцерта», а не «киноконцерна». Шахназаров не обиделся. Зачитал приветствие президента России Владимира Путина. В послании говорилось о том, что в числе номинантов «отрадно видеть не только признанных мастеров, но и одаренную молодежь».

После этого приз за вклад в киноискусство присудили режиссеру Владимиру Наумову, который ушел из жизни в 2021 году. На сцену пригласили вдову - актрису Наталью Белохвостикову и вручили ей приз мужа.

- «Мосфильм» –наверное, был местом силы для моего мужа, куда он приходил 65 лет, в один и тот же кабинет, - взгрустнула, получая приз, Наталья Белохвостикова. - Независимо от того даже, снимал или нет. Приезжал сюда в свободные выходные дни. И просто, чтобы подышать этим воздухом, погулять по Довженковскому саду (яблоневый сад Александра Довженко – Ред.), подойти к пруду. Это павильон замечательный. Самый большой на «Мосфильме». Фантастические декорации тут рождались, в которых жила группа 4-5 месяцев, переходя с улицы на улицу, с этажа на этаж.

Наумов снял на «Мосфильме» действительно много достойных картин: «Тегеран-43», «Бег», «Легенду о Тиле».

- Наумов был человеком самобытным, а главное обладающим стилем, - отметил Шахназаров. - Он был у него во всем. Не только в художественных идеях, но и в нем самом. Для меня Наумов стал одним из самых близких людей. Я с ним работал в правлении «Мосфильма». Совершенно обаятельный человек. Сумасшедший рассказчик. Остроумный. С энциклопедическими знаниями.

МИРОНОВ ПОТЯНУЛ СПИНУ

Главный приз и больше всего наград получила картина Алексея Сидорова «Чемпион мира». Это российская историческая спортивная драма. Фильм рассказывает о шахматном поединке. За звание борются советский гроссмейстер и действующий на тот момент чемпион мира Анатолий Карпов и гроссмейстер-претендент, диссидент Виктор Корчной. Матч состоялся с 18 июля по 18 октября 1978 года в городе-курорте Багио на Филиппинах.

Карпова сыграл Иван Янковский.

Зал в Багио выстраивали в точности по хронике и фотографиям. Сделали такими же шахматный стол, кресла игроков и часы. А финальный матч снимали в Колонном зале Дома Союзов, где он и проходил. В массовкувключили фотографа, который снимал матч 47 лет назад.

На втором месте оказался фильм «Сердце пармы». Он получил 10 статуэток. Одна из них – за костюмы. Работа над ними началась за год до съемок. Несколько месяцев художник Екатерина Дыминская по крупицам собирала сведения об угро-финских народах. 70–80% костюмовшились специально для проекта.Всего было изготовлено около 500 костюмов и 400 париков и бород.Приз Екатерине Дыминской вышла вручить актриса Татьяна Лютаева.

- Для меня – великая честь стоять на этой сцене, - сказала она. – Когда-то давно мне посчастливилось дебютировать в телевизионном фильме Светланы Дружининой «Гардемарины вперед». И тогда я отчетливо поняла, насколько важно, чтобы рядом была твоя команда, каждый человеку из которой знает, чего добивается режиссер. Конечно, костюмы в этой картине - большая часть.

Приз за лучшую мужскую роль второго плана в том же «Сердце Пармы» получил Евгений Миронов. Он сыграл там старца Иону. На сцене актер встретился с Дарьей Балабановой. Ту пару минут назад наградили за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Здоровый человек».

- Вообще-то ты должна быть в Театре Наций, играть спектакли, - шутливо пожурил Миронов Дарью. – Я не понимаю, ты ради меня сюда пришла? Я играю в этой картине священника Иона, причисленного к лику святых. Я легко и с удовольствиемсогласился. Роман потрясающий. Мы снимали в Губахе, под Пермью, где и проходили исторические события. Зима, мороз. И я забирался по лесам на храм. Это была центральная сцена. Замерз. И потянул спину. Потом в поезде я ехал до Перми, чувствовал, что болит-болит. Приехал в Москву. Что-то случилось с позвоночником, стала неметь и отниматься рука. И ничего не помогало. Ни народные методы, ни иглоукалывание. Никому о болезни не рассказывал. Даже маме. И, как только понял, что это, наверное, мне наказание за актерскую наглость, стало легче. Подумал: «Наверное, все прощено».

НИКИТА ЕФРЕМОВ – БЕЛОРУС?

Отдельно оценивали сериалы для онлайн-платформ. Тут добавили номинаций. Отныне статуэтки вручают еще и лучшим актрисе и актеру.

Победителем за роль в фильме «Нулевой пациент» стал Никита Ефремов. Вручать приз вышла Марина Зудина. Чрезвычайно молодая и кокетливая. В платье со шлейфом.

Приободрила тех, кто не получил пока награды.

- По поводу онлайн-платформ, - заметила Зудина. - Был период, когда я не снималась. Так сложилось. Вернулась на съемочную площадку в проект для онлайн-платформ. И я тогда подумала, что, ну, наверное, никто ничего не увидит. Но за последние годы онлайн-платформы так стремительно развиваются. Выходят невероятные проекты и много просмотров. Раньше на платформах демонстрировалось то, что снималось для телевидения и для кинопроката, а сейчас то, что снимают для онлайн-платформ, с радостью берут центральные каналы. Это взаимообогащение, движение вперед.

Когда на сцену вышел Никита Ефремов, Зудина, словно превратилась в юную девушку. Лучезарно улыбнулась и воскликнула «Никита, можно я тебя обниму». А потом пояснила:

- Я просто больше и больше становлюсь поклонницей Никиты и ставлю его в пример своему сыну.

Никита поблагодарил всех, как на Оскаре. Сообщил, что, когда прочитал сценарий, думал, как все это снять. Сказал, что тяжело было работать над проектом. Поблагодарил маму за то, что прожила трудные 90-е годы, и выразил поддержку отцу.

- И можно я еще добавлю? – опять вмешалась Зудина. - Я снималась с твоим отцом в фильме «Дубровский». Они с твоей мамой были тогда влюблены. Начало отношений. Мы в Беларуси снимали. Она приезжала на съемки, а вскоре родился ты. Твои родители должны тобой гордиться.

Ведущие стали подтрунивать над Зудиной, потому что она раскрыла тайну рождения Никиты.

- А ты, оказывается, еще и белорус! - заметил Гуськов.

- Нет, у него нет гражданства, - поигрывая глазками, как кошка, которая только что украла сметану, ответила Зудина.

ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ «ФИННИК»

Чуть-чуть отстал от «Сердца Пармы» «Здоровый человек». Он забрал статуэтки в шести номинациях. Лучшей актрисой онлайн сериала стала Анна Михалкова. За роль в сериале «Алиса не может ждать». Она сыграла маму 15-летней девочки, которая узнает, что через пару лет неминуемо ослепнет.

Самыми-самыми на телевидении стали Юлия Хлынина и Евгений Стычкин. Первая получила приз за роль в сериале «Елизавета», второй – за персонажа в проекте «Алиби».

Лучшим мультфильмом стал «Финник». Его делали четыре года.

Обладатели премии «Золотой орел» за 2022 год:

СКРЫТЬ ПРАВДУ?

Онлайн-сериал «Алиса не может ждать», за роль в котором Анна Михалкова получила приз, не так разрекламирован, однако достоин того, чтобы его посмотреть.

Сняла картину серьезный и талантливый режиссер Наталия Мещанинова. Сюжет родился, благодаря газетной заметке. Ее написала психолог. Рассказала про маму, которая пришла к ней на прием и пожаловалась на дочь-подростка.

Та самая девочка и стала прототипом главной героини – 15-летней Алисы. У нее розовые волосы и брови, синие ресницы и взрослое восприятие жизни. Мама (Анна Михалкова) скрывает от дочки страшную правду: через несколько лет Алиса ослепнет. Однажды девочка об этом узнает, но не теряется. Бросает школу и заключает контракт на продажу невинности. На заработанные деньги планирует уехать в большой город.

- Это история про большую любовь и, конечно, про то, что происходит, когда человек переживает кризис подросткового взросления, - рассказывает Анна Михалкова. – Сложнее периодов в жизни нет. Это связно с гормональным ростом и с отделением от семьи, с ощущением себя отдельной личностью. Это вообще хорошая тема для обсуждения. Очень важная.