Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Внимание, занавес!

На фестивале впервые работала театральная лаборатория ГИТИСа

ФОТО: Евгения Заболотских 


ФЛЮИДЫ ОБЩЕНИЯ

Руководил ею заслуженный деятель искусств России, профессор Александр Бармак. Парни и девушки мычали, высовывали язык, выразительно молчали. Так проходили мастер-классы на камерной сцене Театра имени Якуба Коласа.

  Участниками лаборатории стали около тридцати студентов из Беларуси и России. Александр Бармак вел занятия по актерскому мастерству и разбирал с ребятами по методу Станиславского пьесу «Три сестры» Антона Чехова. Работали со студентами и еще два педагога из ГИТИСа. Лариса Кайдалова учила сценической речи, а движения показывал Дмитрий Иванов.
Репетиции шли пять дней. Результатом стали этюды в исполнении ребят.
Опытный педагог Александр Бармак уверен, что театр будет востребован всегда.

 - Раньше ставил спектакль далеко от дома, а затем бежал и заказывал международный телефонный разговор. А сегодня приехал, нажал на кнопку, написал: «Как чувствуешь себя, дорогая?» А она не отвечает. И начинаешь мучиться. И при чем здесь технические средства? Разве не существуют между нами флюиды общения, мысли, которыми обмениваемся даже тогда, когда далеко. Как же можно лишить этих токов актеров и зрителей, которые находятся друг с другом рядом? Заменить их ничем нельзя. Выходит актер, хороший, настоящий, наполненный вторым планом, имеющий внутренний монолог. Просто молчит, а зал смотрит, затаив дыхание, ждет, следит за его внутренней жизнью. В театр идут за эмоциями. Мы заражаем друг друга чувственно.

ДЮЙМОВОЧКА НАШЛА СЧАСТЬЕ

  Кроме студенческих «Трех сестер», зрителей ждало немало профессиональных спектаклей.
Из Петербурга привезли «Мещан» Горького. Спектакль представил Театр на Васильевском. Еще одну драму показала актриса, создательница проекта «ТриТформаТ», жена министра иностранных дел Беларуси Вера Полякова. Зрителям, которые пришли на «Анну Каренину», показали, насколько хрупка семья.

Белорусы тоже не остались в стороне - поставили комедию «Нестерка» на основе народных сказок. В витебском Театре имени Якуба Коласа ее дают уже больше восьмидесяти лет.
И кукольники не подвели. На всех спектаклях в театре «Лялька» царил аншлаг. Витебчане рассказывали историю Аладдина и  Чароморы, которая живет на острове, летает на воздушном шаре над морем, разговаривает с птицами, собирает травы и лечит изготовленными из них снадобьями. Гродненцы удивляли северной скоморошиной «Золоченые лбы».

Из Пензы привезли добрый и веселый спектакль о том, как важно помогать друг другу, «Яблоки, Маша и Баба-Яга». Дагестанцы представили «Дюймовочку», которая ищет счастье. Главными героями пермского спектакля «ШексПИР во время чумы, или трагедия шутов» были персонажи английского классика и два Демона. История из Иванова «Не ежик» учила тому, как быть собой.

А вот театр из Белгорода заставил зрителей грустить и погрузил в жизнь блокадного Ленинграда. Из-за особым образом устроенной сцены постановку показали не в «Ляльке», а в Витебском областном дворце детей и молодежи. 


 У МОЛЬБЕРТА 


  В Витебском центре современных искусств, где преподавал Марк Шагал, показывают работы участников большого пленэра. 
Выставку назвали «Песняры зямлі беларускай» и посвятили 140-летию со дня рождения народных поэтов Беларуси Янки Купалы и Якуба Коласа.

  На пленэр вышел 21 художник из Беларуси и России - преподаватели и студенты. Для экспозиции отобрали по две картины каждого.
На всех работах - сочные краски, жизнеутверждающие оптимистичные сюжеты. Вот натюрморт: залитая солнцем хата, перед окном - глиняный горшочек, в который воткнут мастихин, лопатка для художественных работ. Или белорусское поле с высокими травами и колосьями, и сквозь хмурое небо проглядывает солнышко.

  - Я еще вчера предварительно ознакомился с картинами, - рассказал на открытии выставки заместитель Госсекретаря Союзного государства Виктор Сиренко. - Они поразили. Написаны настолько ярко, тепло, с проникновенным чувством душевного согласия, с пониманием исторической родины Янки Купалы и Якуба Коласа, которые посвятили жизнь и творчество Беларуси. Крайне важно материализованное духовное родство между нашими народами.

Художницы - сплошь девушки-красавицы, которым впору бы в модели.
Мария Крючкова из Минска окончила Академию искусства и преподает в училище имени Глебова живопись, рисунок и композицию.
- Я с детства рисую, - улыбнулась она. - Буквально как только начала держать карандаш. Более того, мама - живописец, так что пошла по ее стопам.
Другая художница - Ольга Копачева из Гомеля.

  - Это мой второй масштабный пленэр, - призналась она «СВ». - Одна работа - о Полесье, о том кусочке родины, где началось творчество наших знаменитых поэтов. Вторая работа - собирательный образ. Мы были в деревне Вязынка, где жил Колас, и я представила этот домик до того, как там появился подстриженный газон, когда росли красивые травы и летали прекрасные птицы.
Увидеть выставку можно до 14 августа. В следующем году планируют показать картины не только из Беларуси и России, но и из Казахстана.

МАТРЕШКА РАЗМЕНЯЛА ВТОРОЙ ВЕК    

Еще две союзные экспозиции разместились в Художественном музее.
На выставке «Сто лет нижегородской матрешке» можно было увидеть многообразие сувенирных кукол. Синих, коричневых, цвета морской волны. А также солдатиков и куколок в белорусских национальных костюмах.

  Матрешка появилась в городе Семенове Нижегородской области. Ее привез дочерям с ярмарки мастер Майоров. Кукла была белой. Дочки расписали ее, как русскую красавицу. «Одели» в красный сарафан и желтый платочек и «вручили» букет.

В соседнем зале показывали выставку «Гжельская роспись. Секреты мастерства». Авторы работ - преподаватели и студенты Гжельского университета.
От разнообразия посуды и  скульптуры глаза разбегались. Рисунки на керамике были выполнены в основном традиционно: росписью бело-голубого цвета.

- Хохлома и гжель - два разных промысла, но оба - уникальные, символичные для русской народной культуры, - сказала на открытии выставки президент Международного фестиваля «Истоки» Екатерина Сергеева. - В них - душа России.
В знак благодарности за сотрудничество гости передали в фонды музея большую матрешку и вазу с гжельской росписью с видами Витебска.