САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Промоушн на русской почве

Благодаря стараниям Даши Жуковой и при поддержке Романа Абрамовича Москва получила Центр современной культуры «Гараж», уникальное выставочное пространство не только в европейском, но, думаю, и в мировом контексте. И мне показалось странным, что на открытии «Гаража» не было представителей правительства Москвы и никто не поблагодарил устроителей за столь весомый вклад в развитие современного искусства в России.

Благодаря стараниям Даши Жуковой и при поддержке Романа Абрамовича Москва получила Центр современной культуры «Гараж», уникальное выставочное пространство не только в европейском, но, думаю, и в мировом контексте. И мне показалось странным, что на открытии «Гаража» не было представителей правительства Москвы и никто не поблагодарил устроителей за столь весомый вклад в развитие современного искусства в России. Что касается выставок Ильи Кабакова, то московской публике еще предстоит осмыслить увиденное, равно как и сам факт возвращения в московское художественное пространство художника, ровно 20 лет назад «эмигрировавшего», как подчеркнул на пресс-конференции в ГМИИ им. А.С. Пушкина министр культуры РФ Александр Авдеев. Как известно, И. Кабаков относится к тем художникам, которые старались держаться подальше как от СССР, так и от России, и его «возвращение» на территорию бывшего Советского Союза в качестве художника, столь же востребованного Западом, как и 20 лет назад, – самая большая мистификация истории современного искусства. Именно слово «мистификация» чаще всего звучало в кулуарах, особенно в «Гараже», где экспонировалась «Альтернативная история искусств». Монументальная инсталляция (скульптура?) «Ворота», выставленная в Пушкинском музее, вызывала совсем другие ассоциации и, на мой взгляд, могла быть истолкована как переход Мастера на качественно новый, действительно универсальный уровень художественного осмысления Жизни вообще, а не ее «СССРовского» в кабаковском понимании и исполнении варианта.
На следующие два дня после открытия «Гаража» был запланирован международный симпозиум «Послевоенное русское искусство: эстетика и политика», посвященный взаимовлиянию локальных и глобальной культур. К сожалению, выступления представителей музеев «Метрополитен» в Нью-Йорке и «Филипс» в Вашингтоне, а также американских искусствоведов, за исключением Роберта Сторра, имели очень малое отношение к Москве и к современному русскому искусству. Первый день симпозиума по сути стал мастер-классом для американской публики. Ибо все должно было войти в фильм, который снимал в Москве американский «знаток творчества Кабакова» Эмай Волах.
Еще меня поразило отсутствие специалистов из Западной Европы. А ведь именно они открыли Западу и миру творчество И. Кабакова. В связи с этим уместно вспомнить англичанина Джона Бедже, швейцарского фотографа Жана Мора, знаменитую парижскую галеристку Дину Верни, а также семью Йоллес – швейцарских поклонников искусства художника. Было бы неплохо, если бы в «Гараже» провели ремейк этого семинара, но с участием и других художников – Э. Булатова, О. Васильева, О. Рабина, О. Янкилевского, А. Брусиловского, В. Немухина, специалистов по русскому авангарду и искусству второй половины XX века, коллекционеров.
В заключение хотелось бы посоветовать всем, кто интересуется творчеством Кабакова, прочитать его книгу – «60-70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве» (Новое литературное обозрение. 2008 г.). А также сходить на выставку всемирно известного швейцарского скульптора Альберта Джакометти в Музее личных коллекций и перечитать Кафку. Все это, как мне кажется, поможет лучше понять как кабаковских «героев», так и личность самого художника.

Александр ТИХОНОВ,
представитель журнала «Русское искусство»
в Швейцарии,
коллекционер, кандидат юридических наук

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. 70-я сессия Парламентского Собрания Союзного государства пройдет в Бресте в июне 2026 года
  2. Виктор Селиверстов: Бюджет на 2026-й год будет достойным
  3. Ольга Германова: Это был проверочный год
  4. Вячеслав Володин: Персональная ответственность и рост товарооборота — залог успеха Союзного государства
  5. Вячеслав Володин призвал комиссии работать на результат и экономить бюджетные средства
  6. Абхазия расширяет межпарламентские связи на 69-й сессии Парламентского Собрания Союзного государства
  7. Игорь Сергеенко: Союзное государство делает ставку на интеграцию, молодежь и равенство прав
  8. Игорь Сергеенко: Союзное государство готово дать адекватный ответ на внешние угрозы
  9. Южная Осетия перенимает опыт Союзного государства на 69-й сессии Парламентского Собрания
  10. Вячеслав Володин поздравил героев Отечества в начале сессии Парламентского Собрания
  11. В Москве началась 69-я сессия Парламентского Собрания Союзного государства
  12. ПВО России за ночь сбили 121 украинский беспилотник, атаки отражены в шести районах Ростовской области
  13. В Москве сегодня пройдет 69-я сессия Парламентского Собрания Союзного государства
  14. Вячеслав Володин: необходимо защитить символы государственности от искажений
  15. Путин: инфляция в России по итогам 2025 года может опуститься ниже 6%

Парламентское Собрание

Виктор СЕЛИВЕРСТОВ: Бюджет на 2026 год планируется профицитным

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку рассказал о том, какие мероприятия должны войти в бюджет будущего года

Политика

Поддержка в мирной жизни

Участники СВО смогут повторно получить среднее профессиональное образование бесплатно.

МНЕНИЯ

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

Мова нынче моветон?

Павел Родионов

Народ в Незалежной предпочитает говорить на русском.  

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также