Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Смотрели и плакали

На шестом форуме документального кино стран СНГ «Евразия.DOC», прошедшем в Смоленске и Минске, фильм «Ржев. 500 дней в огне» получил свою первую награду

Кадр из фильма «Ржев. 500 дней в огне»

ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ

- Одна из мин разорвалась и убила двоих моих товарищей, а мне перебило ноги. Даже сейчас это снится… - от воспоминаний 97-летнего Ивана Кладкевича вжимаешься в кресло.

Ему было семнадцать, когда началась война, а уже в начале 1942 года он оказался в самом ее пекле - подо Ржевом. Историки говорят, что по количеству жертв эти бои самые страшные за всю Великую Отечественную войну. Были убиты, ранены или пропали без вести больше миллиона красноармейцев. Фронтовики называли это «ржевской мясорубкой» и «прорвой». Горы трупов и реки крови - не фигура речи, а кошмарная реальность.

- Я хотел лет сорок назад побывать на месте, где меня ранило. Душа требовала, но не получилось, - продолжает фронтовик, и от этих признаний у зрителей наворачиваются слезы.

На фестивале «Евразия.DOC» лента «Ржев. 500 дней в огне» никого не оставила равнодушным, и фильм вошел в четверку победителей. Режиссер Роман Ганган и команда буквально по крупицам собирали уникальные кадры военной хроники, комментарии историков и живые воспоминания участников битвы.

- Фильм приняли хорошо, - отмечает председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства и член жюри «Евразии.DOC» Николай Ефимович. - Понравился проникновенной интонацией. Зрители вытирали слезы, а потом долго задавали вопросы. Одна женщина особенно интересовалась. Ей хотелось узнать: что нового появилось про битву? Ведь в советское время не принято было говорить про нее. Не победная.

Режиссерский ход переплести и хронику, и трагедию, и сегодняшний день удался. А ведь как только фильм увидел свет, тут же случился скандал. «Ржев. 500 дней в огне» разместили на YouTube-канале «БелРоса». Но вдруг видеохостинг ограничил показ якобы из-за того, что в фильме «неприемлемый для некоторых пользователей» контент. Хотя сцен насилия там нет. В ситуацию вмешался Роскомнадзор и потребовал от владельцев видеохостинга снять все ограничения с фильма. Сегодня картина доступна.

Белорусы тоже представили достойные военные ленты. В том числе - «Освобождение Минска» . Там много хроники. Другой фильм - о погранотряде в районе Бреста «Моя голубка». О женщинах на войне. Режиссер - Ольга Жукова. Она много занималась этой темой, когда работала в «Белтелерадиокомпании».

«Пронзительный по интонации. Камерный фильм. Тонкая работа», - отзывались зрители.

РЕЖИССЕРЫ ПОТЕРЯЛИ ИНТЕРЕС

На тему пандемии показали немало фильмов. От классических - типа «Красной зоны» - до «Паузы в Санкт-Петербурге».

- В этом фильме не произнесено ни слова, - отмечает Ефимович. - Только Санкт-Петербург во время карантина. Шедевральная операторская работа. Красота города - архитектурная, застывшая, и, когда немножко суета уходит, появляются одинокие прохожие. Кто-то в метро, кто-то на самокате едет по пустынным улицам.

«Пауза» вызвала немало споров у жюри, но в итоге ей дали спецприз.

Лучшим же стал фильм с подходящим названием к духу времени - «Реанимация».

В центре сюжета - история врача скорой помощи. Десять лет он спасает детей.

- Как нетрудно догадаться, фильм связан и с пандемией, и в то же время поднимается вечная тема - врачи, реанимация, борьба между жизнью и смертью, - продолжает Николай Ефимович.

Если случилась трагедия - расстрел в Перми или Керчи, землетрясение, взрыв газа, - тяжело раненных пациентов перевозят в крупные больницы на санитарных вертолетах. Это всегда риск. Врач встречает больных у трапа. Но и он не железный человек. Однажды обнаружил, что пристально смотрит на крюк в потолке съемной квартиры. И… пошел набивать татуировку. Этот герой - Алексей Завальский, врач-реаниматолог Детской больницы Краснодара.

- С одним из создателей фильма мы познакомились больше десяти лет назад, - рассказал он в эфире радиостанции «Комсомольская правда». - Я помогал ему советами, как лечиться. Переписывались. Спустя годы он и его коллега пришли со словами: «Алексей, хотим снять кино. Нужна твоя помощь». Попросили найти детей, но получилось, что их герои - не мальчики и девочки, а человек, который с ними работает. Я не видел окончательного варианта фильма и делал работу так, как умею. Фильм перевернул меня, мою жизнь. И режиссеры сказали, что я стал неинтересный.

Из того несчастного человека, который на экране, превратился в абсолютно другого. Не скучного, а счастливого.

СПРАВКА «СВ»

В этом году на фестиваль «Евразия.DOC» пришло 196 заявок из 21 страны постсоветского пространства и дальнего зарубежья. Это рекордное количество. Немного расширилась география. Прислали фильмы из Сербии, Греции. Для финальной конкурсной программы отобрали тридцать лент. Возглавлял жюри известный журналист и политолог, декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков.

Научпоп

ОТ ЛУНЫ ДО МАРСА

Юбилей первого полета человека в космос отметили сразу несколькими фильмами.

Смоленщина - родина космонавта Юрия Гагарина и хозяйка фестиваля «Евразия.DOC», потому обойти тему космоса, да еще и в год 60-летия первого полета в невесомость, было бы преступлением.

Картина «Спасение в космосе» Романа Новолокина - этакий научпоп. Во-первых, мы узнаем об опасностях, с которыми могут столкнуться космонавты, а во-вторых, о наших кораблях «Союз».

Еще один любопытный фильм - «Человек с Земли». О Руслане Комаеве из Северной Осетии. Он всю жизнь проработал на закрытых предприятиях: конструктором, испытателем. Все летательные аппараты - на Венеру, Марс, Луну - его рук дело.

- Я вручал ему приз, - говорит Николай Ефимович. - Человек потрясающий. Очень скромный, непубличный - и вдруг о нем целый фильм. Зал взорвался овациями. Вообще к документальному кино большой интерес, особенно если оно яркое и с таким обнаженным восприятием жизни, то очень привлекает зрителя.

Камера, мотор!

СЧАСТЬЕ В ЛОШАДЯХ

Молодежный конкурс короткого метра заставил жюри по-новому взглянуть на киножанры.

В пятый раз кинодеятели оценивали короткометражные работы «Евразия.DOC: 4 минуты». В этот раз, как признаются члены жюри, фильмы взорвали их сознание.

- Это было нечто, - восхищается исполнительный директор фестиваля «Евразия.DOC» Андрей Кривошеев. - Например, мы увидели три поджанра в одном. Это социальные манифесты волонтерского, экологического движения, попытка в четыре минуты втиснуть большое, серьезное, глубокое, созерцательное документальное кино немного с  нарушением формата, к сожалению. И это клипы, которые хорошо идут в новых медиа, созданные, по сути, через взгляд автора YouTube.

Речь о картине «Время возвращаться домой». Молодые парни переезжают в деревню, где мечтают завести конефермы. Родители и друзья крутят пальцем у виска и не понимают порыва ребят. А те счастливы, что вернулись из мегаполиса в тихую деревню.

Один из спецпризов получили студенты БНТУ. Они экранизировали знаменитое произведение Расула Гамзатова и создали серию патриотических роликов, посвященных 80-летию со дня начала Великой Отечественной войны.