Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Дали - вблизи!

Москвичам вообще рукой подать. В Манеж привезли больше 180 полотен, рисунков и гравюр великого испанца

Даже сам художник, кажется, удивлен, сколько народу приходит каждый день посмотреть на его работы. Фото: ТАСС

ШАРИКИ ЗА РОЛИКИ

Очередь, будто за колбасой в советские годы. Впрочем, как и на все большие выставки последних лет. Пускают медленно. Прошла партия, и опять все замерло. Люди мерзнут, хлюпают носами, переминаются с ноги на ногу. Счастливчики - те, кто подготовился заранее и купил электронные билеты: для них очереди нет.

Привезли всего Дали. Начиная с раннего, 1910 года, когда художник увлекался импрессионизмом, и заканчивая 80-ми годами. Многие шедевры вообще никогда не были в России.

Сразу при входе - портрет Дали с залихватски закрученными усами. Изучает тебя левым глазом. И читаешь его белые буквы на красной стене: «Единственное различие между безумцем и мной в том, что я не безумен».

Повсюду клумбы с желтыми живыми нарциссами. Многие, не удержавшись, нюхают их.

В залах темно и таинственно. Каждое подсвеченное полотно, по задумке организаторов, должно выглядеть, как окно в другой мир. Нечто фантастическое - трехмерные картины. Например, «Двойное изображение с лошадьми, числами и гвоздями» выглядит, как голограмма, хотя написано маслом на холсте. При этом цифры и гвозди видишь сразу, а вот лошади - это черные прямоугольники. Неподалеку знаменитая «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля», где «шарики» заходят за «ролики» над морем. И тоже все объемно. Эту работу Дали написал в пятьдесят лет, когда «раскладывал» мир на мельчайшие частицы.

И к этой, и другим картинам не подойти. Их фотографируют, с ними «селфятся».

- Многие посетители, особенно молодежь, увидят многогранного Дали, - говорит куратор выставки, директор Музеев Дали и Центра изучения наследия Дали фонда «Гала - Сальвадор Дали» Монсе Агер. - Но за персонажем, которого создали СМИ, прячется интимный Дали. Который любил работать в мастерской в Порт-Льигате. Зачастую в одиночестве. Но иногда - в компании Галы. И тогда просил читать по-русски. Ему нравилось слушать ее особый, шелестящий голос.

КУСОЧЕК БЕКОНА

Толпятся, конечно, у «Мягкого автопортрета с жареным беконом». Знаменитую работу привезли в Россию впервые. Дали создал автопортрет в 1941 году, когда переехал в США.

В «мужчине» на картине с трудом узнается художник. Выдают только усы.

Лицо стоит на костылях. Рядом - кусочек бекона, который подавали в нью-йоркском отеле «Сент-Реджис». Дали частенько там завтракал. На полотне бекон - символ органической материи. Метафора куска кожи, с которым Микеланджело изобразил себя в Сикстинской капелле.

- В автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник говорит о том, что пока другие пытаются нарисовать душу, он стремится изобразить кожу, - продолжает Монсе Агер. - «Я убил свое прошлое, чтобы избавиться от него», - писал Дали и представлял себя змеей, сбрасывающей кожу. При этом отмечал, что под кожей всегда скрывалось вечное.

В США Дали работал и как театральный художник. На выставке представлен, например, его эскиз декорации к «Безумному Тристану».

Премьера балета на музыку Вагнера случилась в Нью-Йорке в 1944 году. Хореографом был бывший солист дягилевской балетной труппы Леонид Мясин. А Дали, помимо декораций, написал еще и сценарий.

Тристан получился эдакой жертвой. Стоит, прижав к себе шляпу, а на голове у него камень. Напротив - Изольда. Безумной тут кажется она, а не Тристан. Похожа на призрак с костлявыми руками.

От этих влюбленных хочется побыстрее бежать к другим. Дали создал иллюстрации к самой известной пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта». И тут цвета насыщенные и яркие и много деталей, которые хочется рассматривать.

ПЯТЬ ВОЗРАСТОВ

На выставке слова Дали о себе написали белыми буквами на красной стене:

ЛАЙФХАКИ

1. Электронный билет стоит 600 рублей, по нему можно пройти без очереди. Но покупать лучше заранее, сайт может обвалиться, как это случилось в день открытия выставки.

2. Аудиогид брать не обязательно. На многих экспонатах есть QR-коды, отсканировав которые, можно атмосферно слушать музыку времен Дали, да и вообще узнать больше о его жизни. В вашем смартфоне должно быть установлено приложение ВКонтакте.

3. Для того чтобы посмотреть фильмы, садитесь на первые ряды. Иначе из-за голов не увидите ни происходящее на экране, ни субтитры.

ОШИБКА ГЕНИЯ

ВЗАЙМЫ У БОТТИЧЕЛЛИ

Еще больше иллюстраций - в единственном освещенном зале. По всем четырем стенам развешаны «картинки» к «Божественной комедии». Их заказали художнику для нового издания легендарной книги к 700-летию со дня рождения Данте Алигьери.

Получилось 102 рисунка. Пес Цербер, будто из клубов черного дыма, или лес самоубийц, где деревья наподобие жилистых и худых людей. Перед тем как взяться за работу, Дали изучил сначала труды предшественников. Особенно заинтересовали его работы Сандро Боттичелли. Дали позаимствовал у мастера Возрождения линии и сделал Беатриче похожей на Венеру с картины «Весна».

И не исключено, что поплатился именно за такой невинный «плагиат». В 1954 году рисунки показали на выставке, которая вызвала ажиотаж. Многие обвинили мастера не в том, что «скопировал Боттичелли», а в том, что он, испанец-каталонец, не способен, как надо, проиллюстрировать поэму итальянского гения. Называли его работы «порнографией, созданной за государственный счет». Заклевали до такой степени, что договор с художником расторгли. Об иллюстрациях вспомнили лишь в 1960 году, благодаря французскому издателю Жозефу Форе. И выпустили, пусть и ограниченным тиражом, роскошный альбом.

«Стражем» той единственной светлой комнаты, где можно увидеть Рай, Чистилище и Ад в исполнении Дали, стала… «Женщина с бабочкой». Панно выполнено на оргстекле. Дали сделал работу по заказу фармацевтической компании, запустившей линейку седативных средств. Картина показывает их воздействие на человека. Рекламные образцы так понравились коллекционерам, что они их тут же расхватали, сразу сообразив, что те через несколько лет превратятся в произведения искусства.

- Дали вообще много работал с рекламой, - продолжает Монсе Агер. - Например, с «Чупа-чупс».

Ту самую ромашку, которая украшает обертку знаменитых леденцов, придумал Дали. В 1969 году он же предложил разместить название конфет - «Чупа-чупс» - внутри цветка. И рекламные щиты шин Пирелли придумал Дали.

При этом художник не ограничивался тем, что создавал рекламу. Он был и актером в роликах. Его усы засветились в рекламе шоколада, а сам он во всей красе советует средство от похмелья Alka-Seltzer.

В двух залах показывают три фильма про Дали. В том числе легендарного «Андалузского пса» Бунюэля, биографическую ленту и мультфильм.

Если хочется на свет, самое время пройти в большую лаунж-зону. Там можно полюбоваться арт-объектами, которые создали поклонники художника. Телефона-лангуста нет, зато есть пианино с фонтаном и красные диванчики-губы, на которых может отдохнуть любой. Кроме того, 8 Марта покажут спектакль «Русская муза Сальвадора Дали». Действо начнется после девяти вечера, когда закроется выставка.

Успеть на "Дали" можно до 25 марта.