Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Больше жести и будет интересней?

IV Фестиваль документального кино стран СНГ «Евразия.doc» пройдет с 30 сентября по 4 октября, причем сразу в двух городах - Смоленске и Минске. Какие фильмы будут представлены и почему именно их выбрали, рассказал гендиректор форума Валерий Шеховцов

В фильме «Форсаж. Возвращение» перед пилотами стоит непростой выбор – принять присягу в новой стране или уйти с аэродрома, оставив семьи, квартиры? Фото: кадр из фильма.

МАЙДАН И АРАБСКАЯ ВЕСНА

- Фестиваль уже не новичок - состоится в четвертый раз. Давайте вернемся к первой ласточке. Кто придумал проект?

- У истоков стояли люди с огромным профессиональным бэкграундом. Например, Владимир Соловьев, наш коллега. Руководит Союзом журналистов России, несколько лет назад возглавлял службу документального кино на канале «Россия». Первые фильмы предоставил как раз он. Владимир - наш почетный гость. Поддерживает, приезжает на фестиваль. Со временем пришли к выводу, что фестивальная ниша, связанная с документальным кино, не заполнена. На Западе, да и в других странах это признанный жанр. Первый фестиваль был заточен под политическую документалку. Чтобы ограничить себя в метаниях, выбрали одну актуальную тему - цветные революции.

- На слуху тогда был украинский Майдан.

- Да. Хотелось проанализировать все, что происходило в Югославии и Сербии. Потом была волна цветных переворотов на Ближнем Востоке - Арабская весна. Фестиваль жил, развивался. Как ребенок после первого года жизни начал проявлять характер и подсказывать, что нравится и что не нравится. В этом году отбираем фильмы, темы которых прямо или косвенно связаны с общественно-политической жизнью стран СНГ. К слову, нас поддерживает, в том числе финансово, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран-участниц СНГ.

РАЗДВИГАЕМ РАМКИ ЖАНРА

- Сейчас везде стараются использовать как можно больше жести. Например, одна из последних новостей была о том, что бабушка родила дочку от своего внука-гомосексуалиста. Не кажется ли вам, что если снять фильм об этом, он выстрелит и победит?

- Согласен. Мы не обошли эту тему. На нашем сайте есть статья, называется «Антропологический тупик». Это история, произошедшая на Западе, античеловеческая. Не говорю о морали, духовности. Она вообще «анти» - всего, что является основой цивилизации.

- Получается, народ интересуют такие провокационные темы?

- Любая острота привлекает внимание. Логика развития фестиваля подсказала, что есть темы, которые актуальны для общественно-политической жизни стран СНГ и всего постсоветского пространства, но сняты не в жанре политического документального кино. Поэтому уже на втором фестивале появилась внеконкурсная программа. Потом эти фильмы начали входить и в конкурс. Например, была замечательная картина «Завтра море», посвященная Аральскому озеру. Красивое название придумала режиссер Катя Суворова из Казахстана. Эта лента - лирическое созерцание жизни людей, которые там живут на берегу. Фильм вышел за рамки своего жанра.

«СПИСАННАЯ ЖИЗНЬ»

- Что нужно сделать режиссерам, чтобы попасть на ваш фестиваль?

- Мы объявили прием заявок. Их можно подавать до 31 июля. В этом году тема - общественно-политическая жизнь в странах СНГ. Прямо или косвенно. Тут большой простор для творчества. С первого года фестиваль международный. В нем участвуют коллеги не только из стран СНГ и всего постсоветского пространства, но и из дальнего зарубежья. Приезжали люди из Америки, Германии, Италии. В этом году основные мероприятия будут в Минске, но и Смоленск не забудем.

 sv9-2006-abdulaFilm-110.jpg

Главный герой фильма «Песни Абдула», приехав из солнечного Таджикистана в чужую ему Москву, не падет духом. Фото: кадр из фильма.

- Дайте пошаговую инструкцию, скажем, обычной девушке, у которой большое желание снять фильм, а в руках только смартфон.

- Выберите тему. Актуальную для вас. Найдите партнеров. Найдите оператора, который будет снимать. Лучше всего независимую студию, где будут два-три человека, которые владеют программами монтажа, озвучки и умеют держать камеру.

Возьмем, к примеру, картину «Списанная жизнь». Она участвовала в фестивале и тронула лично меня. Фильм снят в виде «лайфа», когда человек в кадре что-то говорит, делает, а камера следует за ним и документирует. Раннее утро. Офис в центре города. По нему ходит женщина в рабочей одежде. Размышляет вслух: «Не знаю, убирать бумажки или нет? Уберу - будут ругать. Нет - не протру пыль со стола». И разговаривает о себе, о своей жизни. Никакого закадрового текста. Камера идет за ней целый день. Выясняется, что она - не просто уборщица, а ветеран Советской армии, военврач. Вытаскивала раненых с поля боя в Афганистане. Родилась в Таджикистане, у нее интернациональная семья. В роду - узбеки, украинцы, русские, таджики. Так получилось, что развал Советского Союза - трагедия и ее личная, и глобальная. Женщина потерялась между странами. Ее в России не признали как ветерана. А в Таджикистане сказали, что не их проблемы, обращайся туда. И вот она - человек, отслуживший, жертвовавший собой, спасавший людей, позитивный, «подвисла»… И камера в таком же состоянии. Автор фильма - студентка ВГИКа Александра Петровская.

- Что помимо признания и диплома получит победитель?

- У нас нет первого места. А те, кто займет второе, третье и четвертое, получат призы. Все финалисты - обычно около двадцати фильмов - становятся лауреатами фестиваля. Есть специальный приз от Министерства информации Беларуси.

- Молодежный конкурс будет?

- Организуем его уже в третий раз. Называется «Евразия.doc: 4 минуты». Ограничения по возрасту - до 30 лет. Руки развязаны - можно снимать четырехминутные короткометражки хоть на телефон. О чем угодно, желательно с пользой для общества. Победителям подарим камеры, фотоаппараты.

КСТАТИ

В прошлом году на фестиваль подали больше 150 заявок из 23 стран. В программу вошли фильмы из 12 государств, в том числе из России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы. Победителями стали четыре картины: «В поисках веры» (размышления о радикальном исламе) Асии Байгожиной из Казахстана, «Они убивали ангелов» (о детях из Освенцима) Александра Атрашевского из Беларуси, российско-таджикская лента «Песни Абдула» (о мигранте) Анны Моисеенко, а также «Форсаж. Возвращение» (о военных летчиках) Натальи Гугуевой из России. Картина «Антарктида. На край света» Сергея Торбика из Беларуси получила спецприз Министерства информации РБ.

МЕДИА

«БЕЛЫЕ КАСКИ» ПРОТИВ ФЕЙКОВ

- Телеканал «БелРос», который показывал конкурсные фильмы, снова станет информационным партнером?

- Руководитель канала Николай Ефимович - один из членов жюри. Традиционно по итогам фестиваля показываем в эфире многие фильмы. Сильный партнер и в Беларуси. «Белтелерадиокомпания» мощно поддерживает фестиваль. Есть и другие информационные спонсоры.

- Вы пересмотрели сотни лент. Кого из режиссеров выделите?

- У нас много оригинального кино. Например, мощнейшего мастера - Галины Адамович из Беларуси или мэтра Натальи Гугуевой из России. Она стала одним из победителей прошлого фестиваля. Восходящая звезда - Александра Петровская.

- Документальный фильм должен быть правдивым, основанным на фактах, но всегда найдутся люди, которые придумают историю. Как поймаете их на лжи?

- Конечно, встречаются фильмы, которые придуманы. В разные годы у нас было две ленты, посвященные борьбе с химатаками. Одна из них правдивая: «Белые каски.

Изнанка войны». Призы получил. Чуть ли не на «Оскар» номинировался. Фильм о том, как ребята помогают людям, борются с агрессией. Нашли отца ребенка, того самого, который говорил, что его привезли и забрызгали какой-то пудрой.

Но появились и западные инсценировки с похожими названиями. Были манипуляции с людьми, детьми. Чего только не придумывают, чтобы получить деньги.

Наше медийное пространство в отличие от западного, насыщенного фейковой журналистикой, в этом смысле яснее, «правее» и честнее. Думаю, своими импульсами в какой-то момент пробьем завесу. Звучит оптимистично, но я верю.

Программу «Наши люди» на радио «КП» с участием Валерия Шеховцова можно послушать на сайте kp.ru/radio