Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Полюбить - так королеву! Проиграть - так миллион

Крылатой фразе Людочки из фильма «Москва слезам не верит» в этом году сорок лет. Как и фильму, который принес всесоюзную славу актрисе Ирине Муравьевой. 8 февраля самой обаятельной и привлекательной - без всяких кавычек! - исполняется 70 лет

В спектакле Малого театра "Волки и овцы" Ирина Муравьева играла Евлампию Купавину. Фото: Валентин Кузьмин/ТАСС.

Накануне юбилея корреспондент «СВ» позвонила народной артистке и пообщалась с ее коллегами, которые рассказали, как актриса торговалась на рынке, чем очаровывала зрителей и почему обращает внимание на ноги мужчин.

- Ирина Вадимовна, здравствуйте! Слышала, день рождения в Израиле будете отмечать, на гастролях?

- Ничего подобного. В Москве. Тут куча дел.

И Муравьева, нажав «отбой», упорхнула. Ну что поделать: придется устроить любимой актрисе творческий вечер поздравлений и воспоминаний.

СОЗВУЧИЕ ДУШ

«ЛЮБЛЮ ЕЕ СЦЕНИЧЕСКУЮ ГИБКОСТЬ»

Евгений Стеблов, актер:

sv11-0702-steblov-50.jpg

Фото: Евгения Гусева/kpmedia.ru

- Ира легкая, импровизационная, люблю ее сценическую гибкость. Она верующий человек, я тоже. Так приятно созвучие наших душ.

Я играл вместе с Муравьевой в постановках Театра имени Моссовета «Братья Карамазовы» и «Комната». Как-то во время второй постановки случился казус. По сюжету мой герой приходит смотреть квартиру. Ира играла ее хозяйку. Действие должно начинаться с того, что мой персонаж появляется в галошах.

Выхожу на сцену, говорю текст, но замечаю, что Ира напряженно смотрит на мои ноги. Бросаю взгляд вниз и вижу: я без галош! А вокруг них разговор идет. Меня, как молния внутри ударила. Убежал со сцены, бросился к реквизиторам, кинулся на второй этаж, в гримерку. Нет нигде этих галош! Метнулся обратно и вдруг увидел их. Стояли на выходе. Приготовленные. Я их просто не заметил. Надел, выскочил и сказал Ире: «Так спешил, что даже галоши на лестнице потерял!» Не знаю, поняли ли что-то зрители, но были аплодисменты.

- Ирочка, от всей души поздравляю тебя с днем рождения, - передал через «СВ» поздравление актер. - Дай бог оставаться такой же светлой, восторженной, замечательной актрисой. Пусть все у тебя будет хорошо. Здоровья и внутренней гармонии.

СЛУЧАЙ В ТЕАТРЕ

«НА РЫНКЕ НЕ УЗНАЛИ И ПОДСУНУЛИ ГНИЛЫЕ ФРУКТЫ»

Елена Валюшкина, актриса:

sv11-0702-valushkina-70.jpg

Фото: Лариса Кудрявцева/kpmedia.ru

- Ирина пришла работать в Театр Моссовета совсем юной. Помимо массовки, участвовала в огромных спектаклях. Один из них - «Братья Карамазовы» - ставил худрук театра Павел Хомский. Муравьева с блеском играла Грушеньку.

Я ходила и облизывалась, понимала, что никогда не получу эту роль, потому что ее блестяще исполняет Муравьева.

Спустя много лет Ирина Вадимовна предложила мне: «Давай подойду к Хомскому и скажу, что ты готова играть Грушеньку? Я устала! Выросла из нее, да и старая уже». Согласилась. На радостях выучила роль, но Хомский отрезал: «Никогда. Грушенька - только Муравьева». Так случилось, что Ирина Вадимовна на тот момент перешла в Малый театр, а я дружила с театром «Ромео» из Барселоны, и в какой-то момент его руководители захотели, чтобы к ним приехал на гастроли спектакль «Братья Карамазовы». Испанцы настояли: «Хотим, чтобы Лена Валюшкина там играла». Карты так легли, что после ухода Муравьевой из театра, с подачи испанцев, я получила эту роль.

Когда репетировала Грушеньку, просила всех, чтобы мне подыгрывали. Мой муж (Александр Яцко, тоже актер Театра имени Моссовета. - Ред.), который валялся рядом со мной на кровати и изображал всех героев вместе взятых, говорил: «Впечатление, что я лежу с Муравьевой! Слышу ее интонации».

Я была просто пробита ее магнетизмом. Когда Ирина Вадимовна выходила на сцену, ты понимал: что бы ни сделал, не приблизишься! Она необыкновенно притягательна, любима. Обладает невероятной энергетикой, которая забирает весь зрительный зал. Те, кто смотрел спектакль с ней, а потом со мной, везде должны были слышать только Муравьеву! Это был полный плагиат, в чем не стесняюсь признаться, потому что так и не смогла найти своего звучания Грушеньки.

Или вот еще случай. Однажды в спектакль Театра Моссовета «Комната» по пьесе Эмиля Брагинского, где играла Муравьева, понадобилась молодая актриса - взяли меня. После спектакля Ирина Вадимовна сказала: «Ну наконец-то у меня появилась достойная соперница!» Она из тех редких людей, которые умеют делать комплименты. Причем дорогие сердцу.

С «Комнатой» мы много гастролировали. При виде Муравьевой на улице останавливались машины. Нас звали в гости. Кормили и поили, что в те годы было настоящим подспорьем. Кроме гречки и кабачковой икры в магазинах ничего не было.

Как-то раз мы с ней пришли на рынок. Накупили фруктов и овощей, принесли в номер, а те оказались… гнилыми! Ирина Вадимовна сказала: «Нас за наши деньги честно обманули!» Вернулись на рынок. Нашли продавщицу и высказали, что о ней думали: про хамство, свинство. Отдали все и забрали деньги. Продавщица нас не узнала. Мы с Ириной Вадимовной в чем-то похожи: обе не из тех актрис, которые четыре часа наводят марафет и выходят в свет, все такие из себя, в бриллиантах.

Желаю Ирине Вадимовне больших ролей, которых она достойна и которые, к счастью, играет. А в жизни - покоя, мира и благополучия всем ее родным и близким.

СЛОВО РЕЖИССЕРУ

«ИРА НИ РАЗУ НЕ ПРОМАХНУЛАСЬ С РОЛЯМИ В ТЕАТРЕ И КИНО»

Владимир Меньшов, режиссер:

sv11-0702-menshov-90.jpg

Фото: Иван Макеев/kpmedia.ru

- Большая удача, что встретился с Ирой Муравьевой, нашел ее в тот период, когда она еще не была знаменитой актрисой. Искал исполнительницу на роль Людмилы («Москва слезам не верит»). Хотя в моем представлении героиня была совсем другой, я, как увидел Иру, предложил ей почитать материал. Пришла через день: «По-моему, вам надо меня утверждать». Это нетипичное поведение Иры, но для Людмилы оно мне показалось правильным. Я ответил:

«Да, у меня тоже такое ощущение». Правда, она на экране себе не понравилась. Почему? Ну, об этом у нее спросите. Вообще частенько критиковала себя. А зря! Ни разу за всю жизнь не промахнулась с ролями - ни в театре, ни в кино.

Она всегда азартна на площадке. Большая придумщица! Так раскрашивает замысел режиссера, драматурга или партнера, так умеет вдохнуть жизнь, что становится безумно интересно.

Сначала у Муравьевой не все складывалось. После окончания школы поступала во все театральные вузы Москвы, никуда не приняли. Но, как и героини картины «Москва слезам не верит», не отчаялась и попытала счастья на следующий год. Опять фортуна не улыбнулась - взяли только в студию при Центральном детском театре. Долгое время играла там детей. И, уже работая в театре, все-таки получила высшее театральное образование, заочно окончив ГИТИС.

Ира - прирожденная клоунесса. Замечательно превращает все вокруг себя в смешное, и смех у нее добрый.

ДОСЬЕ «СВ»

Ирина Муравьева родилась 8 февраля 1949 года в Москве. Окончила ГИТИС. В кино - с 1973 года. Одна из первых больших ролей - Сюзанна в детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство». Популярность актрисе принес фильм «Москва слезам не верит». За эту роль актриса получила Госпремию СССР.

Еще более известной Муравьеву сделала работа в картине «Карнавал». Вела детскую программу «Будильник» на ТВ. С 1977 по 1991 годы служила в московском Театре имени Моссовета.

С 1993 года - в Малом театре. Народная артистка. Вдова. Была замужем за режиссером Леонидом Эйдлиным больше сорока лет. Двое сыновей - Даниил и Евгений. Двое внуков.