Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Культурный код

Уходящий год был богат на события в культурной сфере, которые с полным правом можно назвать знаковыми. «СВ» выбрала самые яркие, о которых будут говорить еще долго

Фото: junioreurovision.tv

ХРУСТАЛЬНАЯ МЕЧТА

Летом стало известно, что Беларусь планирует выдвинуть фильм на «Оскар». Такого не случалось без малого 20 лет! Национальный оскаровский комитет выбрал ленту «Хрусталь» режиссера Дарьи Жук. Это история о диджее Веле, которая мечтает уехать в Америку, но по иронии судьбы вынуждена неделю провести в незнакомой семье из заводского городка. Фильм Дарьи Жук с триумфом прошелся по международным фестивалям и вышел в прокат в Беларуси и России. В нем сошлись необходимые компоненты для удачной оскаровской судьбы: человечная история, крепкий сценарий, в котором нашли отражение шумные 1990-е.

ЗВУКИ МУЗЫКИ

Фестиваль искусств «Славянский базар» прошел в Витебске в 27-й раз. Джазовый тон ему задал оркестр Сергея Жилина. «Фонограф-Симфо-Джаз» выступил на открытии, закрытии и Дне Союзного государства. Под ритмы «заклятых друзей» Горана Бреговича и Эмира Кустурицы не пустился в пляс только ленивый. Оба балканских музыканта приехали со своими оркестрами и выступили на одной сцене. Сразу двух наград удостоилась народная артистка Казахстана Роза Рымбаева.

В летнем Амфитеатре звезды сияли и днем и вечером: на его сцену выходили Наталия Орейро, «Хор Турецкого», «Сябры», Николай Басков, Игорь Николаев, Ирина Аллегрова. Жизнь бурлила и в театрах, кино, музеях, на выставках и улицах. Нынешний форум собрал в Витебске представителей более 40 стран, в том числе из Великобритании, Канады, Северной Кореи, Колумбии.

Победителем Международного конкурса исполнителей эстрадной песни «Витебск-2018» стал румынский певец Марчел Рошка. А среди детей первое место занял 12-летний Александр Балабанов из Украины.

НАГРАДИЛИ ЛУЧШИХ

На «Славянском базаре» вручили премии Союзного государства в области литературы и искусства сразу четырем выдающимся личностям - композитору Олегу Иванову, авторскому коллективу Государственной академической симфонической капеллы России в лице главного дирижера Валерия Полянского и директора Александра Шанина, а также балетмейстеру Валентину Елизарьеву. Награды присудили за большой вклад в укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией. Их вручают один раз в два года. Всего с 2002 года лауреатами стали 36 деятелей литературы и искусства.

РАЗЛОЖИЛИ ПО ПОЛОЧКАМ

sv14-1912-kniga-OBTR-100.jpg

Фото: Юрий Мозолевский

  Четырехтомник «Вялікі гістарычны атлас Беларусі» («Большой исторический атлас Беларуси») - результат десятилетней работы историков, картографов, специалистов научных и образовательных учреждений. Говорят, аналогов ему нет на всем пространстве СНГ. Под обложкой у каждого тома – подробнейшая информация о военно-политических событиях, административных изменениях, происходивших в Беларуси, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны. Пролистать страница за страницей красочный атлас - особое удовольствие для тех, кто предпочитает бумажные книги. Любителям электронного формата приглянется версия, которую выпустят в следующем году: всю самую важную информацию о Беларуси можно будет иметь под рукой.

В САМОМ СЕРДЦЕ МИРА

Международный кинофестиваль «Лiстапад» был юбилейным – 25-м. Народной артистке России Светлане Немоляевой вручили спецприз «Кино без границ» от Исполкома СНГ. За развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами. Вторым счастливчиком стал заслуженный артист Узбекистана Рустам Сагдуллаев, который получил награду президента Беларуси «За сохранение и развитие духовности в искусстве». В основном конкурсе участвовало 12 фильмов, а всего зрители фестиваля увидели около двухсот картин из 48 стран. Гран-при достался фильму «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» о геноциде евреев во время Второй мировой войны (копродукция Румынии, Чехии, Франции, Болгарии и Германии). Настоящий фурор произвела российская лента «Сердце мира» Натальи Мещаниновой - о ветеринаре, который работает в глухом лесу. Картина получила приз президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино», а Степан Девонин - награду за лучшую мужскую роль.

ПО СТРАНИЦАМ ПАМЯТИ

Уходящий год преподнес немало сюрпризов и любителям российской и белорусской словесности. Институт мировой литературы передал республике переписку Максима Горького и семьи Максима Богдановича. Более трехсот писем объединены в единый том, который поступит в фонды Российской государственной библиотеки и Национальной библиотеки Беларуси. Но, как оказалось, это еще не все сюрпризы. Литературоведы обнаружили неизвестное стихотворение Максима Богдановича – он написал его в 1913-1914 годах, когда учился в Ярославле. Интересно, что поэтические строки – на русском языке. Причем сам поэт отмечал: это перевод с белорусского. Однако ни один из вариантов до сих пор не публиковался.

БАРХАТНЫЙ СЕЗОН НА ДОНУ

sv14-1912-molodezhSG-200.jpg
Фото: Пресс-служба Парламентского Собарния

Сентябрь в Ростове – горячая пора, ведь в это время здесь собрались участники фестиваля «Молодежь – за Союзное государство!». Талантов в России и Беларуси немало, вот уже в тринадцатый раз съезжаются одаренные ребята и девчата в южную столицу России, чтобы продемонстрировать свои вокальные, артистические и хореографические способности. По традиции, приезжают выступить на фестиваль и состоявшиеся звезды, которые говорят теплые слова напутствия юным звездочкам. В этом году на открытии выступали Илона Броневицкая и Стас Пьеха, Валерий Скорожонок, Ирина Савицкая, Александр Еловских и другие. Гран-при жюри присудило минчанке Екатерине Лазуке, а первую премию – москвичу Ивану Дятлову.

ДОМ ХУДОЖНИКА

В Могилеве, накануне открытия V Форума регионов, открылся филиал Национального художественного музея Беларуси имени Витольда Бялыницкого-Бирули. На реконструкцию двухэтажного особняка с мансардой ушло больше пяти лет. Здание обновили целиком, потратив почти сто миллионов рублей. Мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству художника Витольда Бялыницкого-Бирули, обосновался здесь 24 декабря 1982 года. В постоянной экспозиции представлено одно из его ключевых произведений - «Час тишины. Озеро Удомля». В 1911 году работа получила золотую медаль на выставке в Мюнхене. Принимает музей и временные выставки: одними из первых гостей стали картины из собрания Третьяковки.

ВРЕМЯ НЕПОБЕДИМЫХ

Детское «Евровидение» Минск принимал во второй раз. В качестве девиза выбрали бодрый призыв LightUp! – «Зажигай!» И участники не подвели: хотя среди них были исполнители-тинейджеры лет, выкладывались они на полную. Белорус Даниэль Ястремский с песней «Время» занял 11-е место. Россиянка Анна Филипчук с композицией «Непобедимы» поднялась на 10-е. А победительницей стала юная певица из Польши Роксана Венгель – зрительское голосование вывело ее вперед. Следующее Детское «Евровидение» пройдет в Польше.

СТАНЦЕВАТЬ ЖИЗНЬ

Кажется, это самая логичная форма, в которую можно облечь биографию великого танцовщика – создать о нем балет. И поставить на сцене главного театра страны – Большого. Конечно, для полного соответствия исторической правде не менее уместно было бы перенести его на подмостки Мариинки, где когда-то и служил Рудольф Нуреев. Однако статус ГАБТ вполне соответствует величине персоны и ее значению для мировой культуры. Режиссером выступил Кирилл Серебренников. Он же создал либретто и сценографию. Музыку написал Илья Демуцкий, работавший с ним над драматическими постановками. А хореографом стал Юрий Посохов. Это не первая его работа для Большого театра: он ставил здесь «Золушку» в собственной хореографии и «Классическую симфонию». Результат получился неожиданный: приправленный скандалом (в фотографии обнаженного Нуреева из знаменитой серии Ричарда Аведона усмотрели оскорбление), необычной формой (на сцене действуют как классические танцовщики, так и драматические актеры), этот балет заставил говорить о нем даже тех, кто никогда не питал интереса к этому виду искусства. А перенос премьеры и невозможность достать билеты сделали постановку must see сезона.

ЛЕТО МОЛОДЫХ

Фильм «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова о молодом Викторе Цое и ленинградской рок-культуре начала 80-х годов произвел фурор среди зрителей и кинокритиков. В центре внимания – любовный треугольник. В Наталью (Ирина Старшенбаум) влюблен не только муж – 26-летний Майк Науменко, но и его друг и коллега 19-летний Виктор Цой. На главную роль взяли неизвестного корейского актера Тео Ю, а Майка сыграл фронтмен группы «Звери» Роман Билык, неожиданно оказавшийся талантливым актером. На Каннском кинофестивале в 2018 году отметили призом саундтрек к фильму. В России вокруг картины разгорелся скандал. Так, Борис Гребенщиков заявил, что все в фильме – ложь, а вот вдове Майка Науменко и сыну Виктора Цоя, как он признался в интервью «СВ», картина понравилась.

ОТКРЫЛИ ПАМЯТНИК

Археологи, работавшие летом на территории гродненского Нового замка, обнаружили фундамент здания XII столетия. Казалось бы: что такого? Еще одна постройка давних времен. Но нет – вероятнее всего, это Воскресенская церковь, которую, как и знаменитую Коложскую, построил Петр Милонег. На это указывают материалы, которые использовались для постройки, а еще – керамические кувшины, которые использовали для создания акустики. Осенне-зимний сезон ученые проведут за работой с находками, а с наступлением теплого времени года вернутся к полевым работам.

ВЫЙТИ В СВЕТ

175-летие Архипа Куинджи отметили на широкую ногу в Третьяковской галерее. Очередь «на Куинджи» была не меньше, чем «на Серова» в 2016-м. Привезли больше 180 работ «мастера света», в том числе и самые известные: «Лунную ночь на Днепре», «Волгу», «Христа в Гефсиманском саду», «Ладожское озеро», «Радугу», «Ай-Петри. Крым». У двух самых популярных картин - «Березовых рощ» - было не протолкнуться. Горизонтальная - из архивов Третьяковки, вертикальная - из Художественного музея Беларуси. Самую известную «Березовую рощу» (ту, что нынче в фондах ГТГ) Архип Куинджи написал в 1879 году. Представил работу на Седьмой передвижной выставке. Она сразу же оказалась в центре внимания: все поражались, насколько естественным получился вид. Но, чтобы написать его, Куинджи не выходил на пленэр! Березовую рощу создавал прежде всего в голове. Белорусская «Березовая роща» младше, ее художник написал 22 года спустя. В числе тех, кто увидел ее первым, были художник Илья Репин и химик Дмитрий Менделеев. В российской «Роще» художнику было важно показать прежде всего освещение. А при работе над «белорусской» картиной живописец хотел показать не внешнюю, а внутреннюю красоту. После того как Куинджи так показал березы, пейзажи с их изображением вошли в моду у многих художников.