Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Нацарапает что-то на клочке бумаги, и бац - хит

Без его «Алеси», «Майского вальса», «Вероники» и «Журавлей», летящих на Полесье, представить белорусскую эстраду уже невозможно. Композитору Игорю Лученку исполнилось 80

Как молоды мы были! Маэстро из Синеокой (справа)вместе с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым считались главными композиторами страны. Фото: РИА Новости

НА КОНКУРСЕ КОБЗОНА ОБОШЕЛ

Даже такой солидный рубеж он отмечал за роялем Республиканского дома молодежи в Минске.

- Всегда был среди комсомольцев, пионеров, октябрят. Находил в общении с ними вдохновение. Это мой мир. Благодаря ему побывал на БАМе, Дальнем Востоке, на Севере. В архиве - миллион памятных, милых сердцу фотографий, - сказал Игорь Лученок.

Впрочем, чествовать юбиляра начали еще в июле на «Славянском базаре в Витебске» на посвященном композитору концерте «И пока на земле существует любовь». Вспоминали, конечно, и о самом начале его карьеры.

Лученок заявил о себе как  композитор-песенник в 1966 году на Всесоюзном конкурсе советской песни. Сейчас бы это назвали сенсацией. Накануне 50-летия Великого Октября лучшую композицию выбирали особенно тщательно. Девяносто песен! Съехались все знаменитые исполнители, включая Иосифа Кобзона, который мощно спел «Атомный век…». И на этом конкурсе белорус Виктор Вуячич с песней Лученка «Память сердца» - первый, а Кобзон получает только вторую премию. Так состоялось их знакомство, которое переросло в крепкую дружбу.

Пару лет назад Иосиф Давыдович даже согласился на несвойственную для него роль ведущего творческого вечера к дню рождения композитора. В одном из интервью как-то пошутил:

- Даю деньги только детям и когда меня об этом попросит Игорь Лученок.

Скорее всего, это он о случае с популярным певцом, заслуженным артистом Беларуси Владимиром Провалинским. Тот Лученку обязан не только карьерой, но и жизнью. Композитор при поддержке Кобзона помог ему вылечиться от серьезной болезни.

- Игорь сыграл огромную роль и в моей творческой судьбе, - рассказал Владимир Провалинский. - Пел его «Соловьи Хатыни» на Всесоюзном фестивале молодежи и студентов, позже - «Письмо из 45-го»… Эту же песню я исполнил на творческом вечере Лученка в Витебске.

«СЛАДЕНЬКО ТАК, ПРОНИКНОВЕННО»

Спустя несколько лет уже сам белорусский композитор вовсю зажигал звезды.

- В 1970-х работал в Гомельской областной филармонии в эстрадном коллективе «Сувенир», - вспомнил народный артист Беларуси, солист и руководитель ансамбля «Сябры» Анатолий Ярмоленко. - Лученок же был в составе комиссии, которая оценивала, может или нет тот или иной артист выступать на эстраде. Я молодой, двадцатилетний, растерялся, спел не очень. Но Лученок обнадежил: «Ну что, - говорит, - хорошо. Сладенько так, проникновенно». С этих слов и началось наше знакомство. Позже, приезжая в Гомель, несколько раз останавливался у меня дома. Гостиницы не любил. «Я у тебя тут на диванчике заночую», - повторял. В такие вечера много разговаривали, пили чай, обсуждали какие-то проекты. Горжусь тем, что в репертуаре «Сябров» - целых две «Алеси»: авторства Иванова и Лученка. Игорь, бывало, садился за рояль и начинал наигрывать: сначала свою «Алесю», а в припеве переходил на версию Иванова. Это уже классика, произведение на века.

Самый плодотворный творческий союз у Игоря Лученка был со знаменитыми «Песнярами». С легендарным Владимиром Мулявиным он познакомился в 1969-м:

- Тогда «Песняров» еще не было, были «Лявоны». Я пришел на концерт в филармонию, думаю - какие-то рокеры непонятные. А потом для «Песняров» написал 26 песен и рок-оперу «Гусляр». Мулявин был самородок, великий человек.

В последнее время Лученка называли музыкальным брендом Беларуси. Нет ни одного именитого коллектива, который не работал бы с ним.

- В Москве Александра Пахмутова, а у нас - Игорь Лученок, - подтвердил народный артист Беларуси, художественный руководитель ансамбля «Верасы» Василий Раинчик. - Энергичный, неугомонный, настоящий комсомолец в лучшем смысле этого слова. Познакомились, когда я только начинал заниматься «Верасами». В те годы творчество Лученка было повсюду. Тогда появилась, например, прекрасная песня «Березка» на стихи Анатолия Велюгина, которую авторы посвятили космонавту Петру Климуку. При этом песни Лученка никогда не были агитками. Они учили любить, беречь Беларусь и ею гордиться, не отрекаться от прошлого.

Эти композиции и сейчас исполняются на ура. Даже куранты на башне восстановленной в 2004 году Минской ратуши каждый час отбивают «Песню про Минск» почетного гражданина города.

Автора более четырехсот песен не раз спрашивали, какая все-таки самая любимая. Маэстро обычно говорит так:

- Любимых у меня нет. Они пока еще в дороге, ведь мелодии как дети. Их мало родить, нужно еще дать им вырасти.

ДОСЬЕ «СВ»

Игорь Лученок родился в 1938 году в Минске. Окончил по очереди три консерватории: в 1961 году Белорусскую имени Луначарского (класс композиции), позже стажировался в Ленинградской, а затем поступил в аспирантуру к Тихону Хренникову Московской консерватории. Автор более четырехсот песен, которые исполняют София Ротару, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко и многие другие. 

А белорусские коллективы «Песняры», «Сябры», «Верасы» невозможно представить без композиций Лученка. Работает ректором Белорусской консерватории. У композитора много званий и премий: профессор, доктор наук, народный артист СССР, народный артист Беларуси, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии Беларуси, специальной премии Президента РБ, награжден орденами «Знак Почета», Дружбы народов, Франциска Скорины.


СЛОВО ДРУГУ


Бунтарю - ореол из нот


- С Игорем сошлись уже когда он был звездой и находился в самом зените славы. А я только-только окончил наш театрально-художественный институт. И хотя по возрасту я несколько старше, был для него «пацаном». Но дружба завязалась сразу, - вспоминает скульптор, народный художник Беларуси, лауреат премии Союзного государства в области литературы и искусства Иван Миско. - В Минске очень часто встречались на концертах, творческих вечерах. Тогда же вылепил для него медаль и чуть позже снял гипсовую форму руки, увековечил тем самым ее для истории. В 2016-м приступил к работе над скульптурой друга.
Характер у Игоря непростой - пылкий, беспокойный. Для меня как для художника важно было уловить момент, поймать его настроение. Это не так легко, ведь Лученок - взрывной, нешаблонный. Вступать с ним в дискуссии тоже сложно. Лучше лепить молча. Долго искал форму прически, все думал, как сделать так, чтобы над головой появился ореол из нот. Ведь они вокруг него постоянно: в голове, над нею - повсюду. Мне также хотелось показать его бунтарский дух. Это, считаю, и есть настоящий Лученок.

Часто ездили с ним на рыбалку. Но процесс ловли его всегда мало интересовал. А вот природа, ее изменения - он подмечал все. Бывало, бросал удочку и хватался за бумагу и карандаш: в голове рождалась мелодия, от которой он не мог избавиться. Он и сейчас все время что-то записывает. Многие из его записей на клочках и огрызках бумаги потом становились хитами и шлягерами.

Снимок экрана 2018-08-08 в 16.26.28.png