Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Скульптуру установили на месте съемок фильма в бывшей деревне Девятовке, которая со временем превратилась в одноименный городской микрорайон. Фото: кадр из фильма
СХВАТИТЬ ЖИВУЮ МИМИКУ
Две фигуры и пес будто пришли попрощаться со старой жизнью: под ковшом бульдозера исчезает последний дом деревни Девятовки. Так 35 лет назад благодаря фильму Игоря Добролюбова она прославилась на весь Советский Союз, правда, под названием Белые росы.
Сегодня от былого сельского антуража в центре Гродно остался лишь колодец, да и тот засыпали. Чтоб народная тропа к месту съемок фильма не заросла, городские власти решили вернуть в Белые росы самых колоритных жителей - дедов Федоса и Тимоху вместе с псом Валетом.
Проект доверили не именитым мастерам, а скромному резчику по дереву и бересте Василию Булаку. Оказалось, у рядового сотрудника коммунальной службы Октябрьского района Гродно не только золотые руки, но и настоящий талант художника. Деревянные деды вышли один в один с экранными!
В мастерской Василия кипит работа над оригинальными лавками для городских парков, мультяшными фигурками для детских площадок: пахнет стружкой, вжикает электропила и разлетаются в разные стороны щепки. Пару недель назад тут вернулись из небытия киношные Федос и Тимоха. Об этом напоминают распечатанные кадры из фильма с портретами героев.
- Обычные фотографии актеров я и не искал. Для достоверности нужны были снимки, где Всеволод Санаев и Борис Новиков в образах из фильма. Я раз шесть пересмотрел картину. Вглядывался в лица, хотел поймать «живую мимику», - приоткрывает профессиональную тайну мастер.
Оказалось, что Василий - очевидец съемок культовой ленты. В 1983-м он с друзьями наблюдал за работой киношников с тесного балкончика пятиэтажки. Тогда даже представить не мог, что придется создавать скульптуры артистов, на которых ему тогда хотелось хоть одним глазком поближе взглянуть.
- Ответственность невероятная. Я до этого из людей только карикатурного рыбака сделал. Садовые гномы не в счет.
Фото: Анна Курак
ТОПОЛЬ, ДУБ ИЛИ ЛИСТВЕННИЦА?
Работу Василия можно назвать ювелирной. Права на ошибку у художника не было. Поджимали сроки: на выполнение скульптур дали всего три месяца. К тому же дерево требует особого обращения. Это вам не глина или гипс - там всегда можно добавить, убрать. С деревом так не получится: чуть сильнее стукнешь - и рискуешь загубить все творение.
- Над материалом для скульптур долго не раздумывал. Единственным доступным деревом с большим диаметром оказались «аварийные» тополя. Вековые дубы под охраной, лиственница в Беларуси не растет. Хотя из нее получились бы отличные прочные скульптуры. Стояли бы десятилетиями на улице и не портились. Не зря из лиственницы пол-Венеции отстроили.
У тополевых скульптур век короче - максимум лет шесть. Дождь, снег и морозы рано или поздно сделают свое дело. Было бы неплохо соорудить для наших стариков навес из поликарбоната. Пожили бы подольше...
Местные жители от Федоса и Тимохи в восторге. Ни на минуту не оставляют их в одиночестве.
- Такого ажиотажа не ожидал. Приехал к скульптурам через пару дней после установки, чтобы подкрасить конструкции, поразился. Люди всю траву вокруг истоптали.