Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Автор сценария к фильму «Движение вверх» Николай Куликов: После «Легенды №17» зарекся - больше никакого спорта

У российского кино новый рекордсмен! Фильм Антона Мегердичева по-чемпионски взлетел на вершину проката с лучшим кассовым результатом за всю историю

Фото:  facebook.com/nikolay.kulikov

ЧЕРНОВИК НАПИСАЛ ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ

Фильм не только о баскетболе. Прежде всего он о людях. О настоящих мужиках, которые совершили невероятное. В олимпийском финале 1972 года обыграли «непобедимых» американцев. Сценарий написал Николай Куликов, автор блокбастеров «Легенда №17», «Экипаж» и других лент.

- Как начиналась работа над «Движением вверх»?

- Идея родилась у продюсера Леонида Верещагина. Поначалу я отказался - после «Легенды №17» зарекся больше про спорт писать. Верещагин начал работать с другим сценаристом, а потом настоял: «Прочитай книжку Сергея Белова «Движение вверх», а я расскажу, какие крутые вещи будут в этой истории». Я увидел мощнейшую драму. И понеслось… Первую версию сценария написал за тринадцать дней. Наверное, никогда больше так не смогу. Потом мы еще два года все переписывали, в том числе с режиссером Антоном Мегердичевым.

- Что было самым трудным?

- Совместить правду и вымысел. Близкие героев были против многого. Так, герой Машкова из заграничных поездок провозил по-тихому валюту - собирал на лечение сына. Там были связаны сильные сцены. Но их убрали. Жаль. Классные были.

БЕЗ НЕНУЖНОЙ ПАТЕТИКИ

- Роли писали под конкретных актеров?

- Нет. Хотелось просто придумать ярких персонажей и крепко их столкнуть, а уж кто их воплотит - не мой вопрос. Но если не будет драмы, материала для сопереживания - никто кино смотреть не станет. Актерское попадание Владимира Машкова - блестящее, Андрея Смолякова в роли второго тренера, - восхитительное.

И хорошо, что я человек из другого времени, другой эпохи и могу свободно обращаться с реальной историей. Безусловно, есть пиетет перед реальными игроками и тем, что они совершили. Но воспринимай я их, как иконы - не смог бы сделать драму. Такая же ситуация была с «Легендой №17». Долго думали: имеем ли право допустить хронологическую вольность и передвинуть автокатастрофу Харламова на несколько лет раньше. Это реальный человек, какое право мы имеем корректировать его судьбу? Входили в ступор. Но как только отстраняешься от сомнений и говоришь себе: я строю эмоциональные аттракционы и ради эмоций могу делать все, что угодно, - сразу легче. Потом обливайте меня помоями, критикуйте беспощадно, но на стадии творчества я могу все.

- У тренера нет денег на лечение сына. В сборной нет нормальных обезболивающих. Игроки везут из-за границы мохер - ерунду, по сути, а им шьют контрабанду. Вы для себя нашли ответ, за что они сражались-то на той Олимпиаде?

- Классно, что никто из них не говорит: мы бьемся за СССР. Ненужная патетика. Они бьются за товарищей, друг за друга. Не зря Сергей Белов говорит Паулаускасу простые слова: «Для меня Родина - это деревня Нащеково, баскетбол и товарищи». Важнее ничего нет. За это они бьются.

sv14-1801-sportNEW-170.jpg
Кирилл Зайцев, сыгравший Сергея Белова, Владимир Машков, изобразивший тренера Кондрашина, и Кузьма Сапрыкин, превратившийся в автора "золотого паса" иван Едешко, попали в образы реальных прототипов чистым трехочковым. Кадр из фильма.

- Тем не менее Паулаускас в фильме собирается сбежать?

- Это вымысел. Но сам Модестас Феликсович, насколько я знаю, на меня не в обиде за эту вольность.

- Кто все-таки главный герой?

- Тот, кто делает самый захватывающий и драматический выбор. На мой взгляд, таких двое - Гаранжин и Паулаускас. Хотя у Беловых тоже линии непростые.

- Позиция возмущенных родственников не очень понятна. О людях вспомнили, сняли великолепный фильм, да, допустили некоторые корректировки, чтобы сделать сюжет драматичнее. Что тут такого?

- Я их могу понять. Они с настоящими героями этой истории жизнь прожили. Эмоционально прикреплены к ним тысячами связей. Фильм идет два часа. Для родственников огромная жизнь тех людей, которых они так любили, упростилась и стала примитивнее, что ли... Они считают, что, если бы мы сняли именно так, как в жизни, было бы лучше. Но у кино свои законы. Мы делали экшен, а не драматический сериал.

- Ожидали, что у фильма будет такой успех?

- Чтобы вот такой - нет. Многое совпало: крепкая история, понятные ценности, хорошая режиссура, классная работа продюсеров и актеров, крутой маркетинг и множество других факторов. Ну и сценарий. Авторы были хорошие.