Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Кадр из фильма "Поездка к матери".
Многие вспомнили эту строчку из популярной песни певицы Ёлки на церемонии закрытия VIII онлайн-фестиваля «Дубль дв@», когда аплодировали фильму Михаила Косырева-Нестерова «Поездка к матери». Лента получила Гран-при. Герой картины едет к матери в Прованс.
КИНО В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН
Фестиваль, длившийся более десяти дней, завершился. Программу из двух конкурсов посмотрели около 100 тысяч зрителей из 90 стран. В СНГ активнее всего смотрели в России и Беларуси. Были зрители и в США, и в экзотических странах – Мньянме, Гонконге, Новой Зеландии. На сайте фестиваля появилось более 200 рецензий на разных языках мира.
Организаторы отдали должное зрителям – автору лучшей рецензии на фильм Александра Прошкина «Охрана» вручили смартфон. В Варшавском университете по инициативе педагога, постоянной зрительницы фестиваля, организовали конкурс рецензий.
- Фильм «Поездка к матери» - серьезное размышление о жизни и смерти, - рассказал о картине, получившей Гран-при председатель жюри Александр Митта. - Именно этим должно заниматься искусство. Возмутительно, что картина показана всюду в мире, а в России у нее нет проката? Зритель пришел бы смотреть. Фестивалю надо и дальше сближать аудиторию с фильмами, потому что без зрителей кинематографисту нет жизни.
Программу кинофестиваля отбирал кинокритик Валерий Кичин. Его «чутье» помогло собрать под одной «шапкой» такие разные, но по-своему замечательные фильмы, которые прошли мимо большого экрана. Это и артхаусная лента Алексея Федорченко «Ангелы революции», полный метафор «Монах и бес» Николая Досталя, актуальный для молодого зрителя «Тряпичный союз» Михаила Местецкого, якутский триллер Костаса Марсана «Мой убийца». Заслуживают внимания и яркие короткометражки – «Ближе, чем кажется» Наталии Беляускене и «Фейк» Ивана Китаева.
Приз зрительских симпатий получил «Монах и бес». Режиссер Николай Досталь, выйдя на сцену за наградой, назвал фестиваль «новаторством» и предположил, что за такими онлайн-показами без рекламы, бюджета, проката - будущее.
ДУША НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ
Лучшей актерской работой зрители признали роль следователя Джулуса, которого сыграл Вячеслав Лавернов в триллере «Мой убийца». Лента снята по книге Егора Неймохова «Случай на озере Сайсары» (по реальным событиям). Она открывает зрителю новое якутское кино. Его ценность не в остросюжетных ходах или зрелищных трюков, а в знакомстве с душой человека, полной тайн.
Лучшим короткометражным фильмом зрители признали «Ближе, чем кажется» – бесхитростный рассказ о случайной встрече семилетнего мальчика со своим отцом. О встрече, которая многое переворачивает в сердцах героев. Каждый понимает, что счастье порой ближе, чем кажется. Отца мальчика сыграл Тимофей Трибунцев (он же сыграл Ивана в «Монахе и бесе») – ему жюри вручило специальный приз. Фильм Веры Сторожевой «Сдается дом со всеми неудобствами» был отмечен дипломом.
Короткометражки судили четверокурсники ВГИКа. Они посчитали лучшими фильм «Фейк» Ивана Китаева и «Паноптикон» Валерия Переверзева.
ЛИЧНЫЕ ИСТОРИИ
Многие фильмы – отозвались в душе членов жюри, напомнили их личные истории.
- Мой дом в Эстонии стоит на такой же границе, как в грузинской картине «Тэли и Толи», – рассказала актриса Юлия Ауг. - Мама живет в Нарве, а моя школа была в Иван-городе - на одном берегу Россия, а на другом – Эстония. У многих жителей Нарвы могилы близких в Иван-городе, чтобы их посетить нужны разрешения... Я благодарна Александру Амирову, он затронул эти проблемы в своем фильме.
Александр Митта сравнил сюжет «Тряпичного союза» с событиями из своей жизни:
- Помню, как в молодежных компаниях в 1950 году регулярно сажали мальчиков. Только соберутся веселые, хорошие ребята, через пару месяцев всех сажают. Потому что внедрялись стукачи. И когда я вижу героев картины Местецкого – с их безумными планами, открытостью, вспоминаю ребят, которых не стало в 1950-х…