Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Мифы и правда об Александре Герасимове

9 февраля в Историческом музее в Москве открылась выставка «Александр Герасимов. К 135-летию художника», где представлены, в том числе, и картины из Беларуси. Экспозиция подготовлена совместно с Галереей Леонида Шишкина

Картина Александра Герасимова "Гимн Октябрю". 1942г.  Государственный Русский музей.

Выставка одного из первых народных художников СССР, лауреата 4-х Сталинских премий и всесильного первого президента Академии художеств СССР Александра Герасимова проводится впервые за 60 с лишним лет после его ухода. Ученик Серова, Константина Коровина, Архипова, он воспринял импрессионистическую манеру живописи своих учителей и начинал с ярких импрессионистических натюрмортов, пейзажей с просеками и террасами после дождя, но прославился совершенно другим. Именно Герасимова называют создателем соцреалистического канона, именно его работами о вождях революции и событиях советской истории были проиллюстрированы когда-то учебники по истории, и именно его называли «Веласкесом Сталина».

G_4821-1.jpg
Картина Александра Герасимова "Художники на даче у Сталина". 1951г.  Частное собрание, Италия

На выставке вы увидите целый цикл из сталинианы Герасимова – от «Клятвы» (частная коллекция, Москва), данной вождем в 1924 году, - до «Похорон Сталина» (частная коллекция, Москва), где знакомый профиль в обрамлении цветов и траурных лент. Конечно, каждый узнает знаменитую картину «Сталин и Ворошилов в Кремле», известную в народе как «Два вождя после дождя». Кстати, Герасимов написал не один вариант этой композиции. Уже после смерти Сталина один из вариантов обнаружили под картиной "Колхозное стадо"(1959), которая хранилась в собрании семьи художника. В 1991 году работа была продана в Италию и до последнего времени находилась в Европе в разных коллекциях. И даже выставлялась на аукционе McDougall's в 2013 году (80-120 тыс. фунтов). После экспертизы часть холста расчистили, и на выставке зрители могут видеть образец соцарта - вверху "два вождя", а снизу - поле с коровами, и доярка, засмотревшаяся на вождей.

Инициатор и вдохновитель выставки, директор галереи, четверть века занимающейся советским искусством, Леонид Шишкин рассказал историю о том, как Герасимов стал любимым художником Сталина. Главным художником в начале 1930-х считался Бродский, но Сталину не очень нравился его салонный реализм. А Герасимов к этому моменту уже написал романтически устремленного «Ленина на трибуне» (1929-1930, хит советских учебников и самая тиражируемая в СССР картина). Как раз в это время на выставке в одном зале висел «Ленин», а в другом – «Сталин» работы Бродского. Вождь увидел, что портрет Ленина, выполненный в импрессионистической стилистике, смотрится гораздо ярче, и это предрешило судьбу первого придворного художника.

Открывая выставку, министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский отметил, что за последнее время, после выставок «Романтический реализм» в Манеже и «Россия в пути» в Институте современного реалистического искусства, это третий большой проект, посвященный художникам эпохи соцреализма.

- Когда смотришь на полотна Герасимова, - сказал министр, - понимаешь, что речь идет не только о коммунистической пропаганде и агитации, а о том, что люди действительно верили в то, что изображали. Они стремились к совершенству, хотели сделать мир лучше. И вера их, помноженная на талант, трансформировалась в замечательные произведения, которые остались нам в наследство. Это образцы совершенного мастерства.

Леонид Шишкин рассказал, как собирал экспозицию, в которой представлены почти сто полотен из фондов Исторического и Русского музеев. А также почти из двух десятков российских и зарубежных частных коллекций – из Беларуси, Великобритании, Италии, Франции, США, в том числе из собраний Бориса Минца( Музей русского импрессионизма, Москва) и Алексея Ананьева (Институт русского реалистического искусства, Москва). Инициатор выставки посчитал очень важным представить в экспозиции ранние пейзажи Герасимова 1910-х годов, парижские зарисовки 1930-х, акварели из Индии и Китая 1950-х, иллюстрации к "Тарасу Бульбе" и "Половецкие пляски" 1955 года (любимое его полотно) из "Слова о полку Игореве". А также его «Ню», за которую художника очень хвалил Константин Коровин.

- Мне кажется, очень важно увидеть коллекцию работ Александра Герасимова целиком, - говорит Леонид Шишкин, - только в этом случае можно понять это время – эпоху 30-50-х годов, понять, как жили и чем дышали люди, как строилось новое государство, и складывалась новая элита. Ведь именно оттуда родом наши родители, у моей бабушки в деревне, помню, висела репродукция с герасимовским портретом.

- Отражая эпоху 30-50-х годов со всеми ее сложностями и противоречиями, художник показал советского человека, который наряду с всевозможными голосованиями на профсоюзных и партийных собраниях, был способен на подвиг и на созидание, - подчеркнул директор Исторического музея Алексей Левыкин.

Картина-миф «Гимн Октябрю» - самая огромная на выставке, последний раз москвичи видели ее в 1949 году, на выставке – к 70- летию Сталина. Потом на полвека она исчезла даже из каталогов. Дело в том, что заранее объявленное на 6 ноября 1942 года торжественное заседание по случаю 25-й годовщины Октябрьской революции в Большом театре не состоялось. А на холсте по требованию вождя было воплощено… Интересно, что в последние годы картина была самым востребованным экспонатом Русского музея, побывала на 10 зарубежных выставках - от Финляндии до Бразилии.

Огромное полотно «Главный павильон Выставки сельского хозяйства» конца 40-х-начала 50-х из минского частного собрания висит в том же зале, где «Гимн Октябрю». Изображен на нем момент посещения павильона Сталиным с ближайшими соратниками. Члены правительства выходят из павильона, и их встречает рукоплещущая масса людей, представителей, заметим, разных национальностей. На лицах улыбки радости, восторженного внимания, удивления… В 1956 году, в годы борьбы с культом Сталина, картина была приговорена к уничтожению, ее должны были сжечь. Но человек, который работал в павильоне, с риском для себя, скрутил ее с подрамника и привез себе на дачу. Там, в дровянике, работа хранилась до 2010 года, пока был жив хозяин. Потом она попала к наследникам, живущим в Минске, и они принесли ее в Галерею Шишкина, зная, что тот четверть века занимается исследованием советского искусства.

Выставка продлится с 10 февраля по 11 апреля.

Вопрос
«СВ» Министру культуры Владимиру Мединскому.

- В Беларуси объявлен Год культуры, участвует ли в нем Россия?

- Совместная работа с белорусскими коллегами идет активно - устраиваем общие фестивали, проводим взаимные гастроли. Вы знаете, что к годовщине начала Первой мировой войны на территории Беларуси совместными усилиями Союзного государства мир был реконструирован комплекс в Сморгони, сейчас рассматриваются документы на проведение комплекса строительно-реставрационных работ в Брестской крепости. Так что, ощущаем себя единым государством.

- А выставка вам понравилась?

- Для нас Герасимов - художник, которого знаем по обложкам, по иллюстрациям в учебнике истории, которую мы все изучали. Очень интересная выставка, хотелось бы, чтобы как можно больше москвичей и гостей столицы, в том числе из Беларуси, побывали здесь.

Вопрос «СВ» директору Исторического музея Алексею Левыкину.

- Сотрудничаете ли Вы с белорусскими коллегами?

- Тесно сотрудничаем - через знаменитые Слуцкие пояса, которые хранятся в Историческом музее. Мы их постоянно выдаем на выставки в Беларусь. И свои выставки представляем там, если находим финансирование. У нас есть совместные публикации, исторические архивы.