САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Ирен КОТЕЛОВИЧ

Перекресток судьбы

Фильм о бездомном художнике продолжает собирать призы кинофестивалей

Документальный фильм белорусского режиссера Анастасии Мирошниченко «Перекресток» был снят без господдержки и какой-либо другой финансовой помощи и давно вышел за рамки предмета искусства и стал социальным проектом. Фильм рассказывает о гомельском художнике Валерии Ляшкевиче, который больше 20 лет живет на улице, ночует на вокзале, но при этом ведет активную творческую жизнь.

Пишет картины и выставляет их на продажу у камер хранения. Летом продает картины в Санкт-Петербурге и всегда ведет беседы со зрителями. Свои работы Валерий называет «шедевриками» и считает, что несколько из них позволяют ему быть уверенным в том, что жизнь прожита не зря. Фильм разделен на части – зима, весна, лето, осень и снова – зима. Что символично: мотив утекающего времени, цикличности всего земного, в котором ничто не вечно и – неизменно. Разделение на главы обусловлено сюжетом, который должен показать, как бездомный человек выживает зимой, за что не любит дождь и насколько успешно продает свои работы в погожие летние дни. Валерий ничего не боится так, как дождя: невозможно выставлять работы, нельзя спать, где захочется, не высушишь белье (надо сказать, что художник – редкий чистюля, хоть это и «влетает ему в копеечку»). 

Картина – своеобразное бытописание года жизни художника – под аккомпанемент его рассуждений. Никаких сантиментов, неестественного моделирования – картина предельно искренняя, выверенная, точная. Анастасия Мирошниченко снимала фильм за свой счет. Съемочная группа работала на энтузиазме, самая дальняя командировка была в Санкт-Петербург. Производство картин за собственные деньги – сегодня тенденция в Беларуси. Возможно, это связано с кризисом и сложной системой бюджетного финансирования. Чаще всего в итоге получается дилетантское кино, но с «Перекрестком» – иной случай.

Мирошниченко окончила Белорусскую академию искусств по специальности «режиссер кино и телевидения», работала над документальными фильмами и телепроектами в «Белвидеоцентре». Картина «Перекресток» помогла своему герою: художник выставился в Национальном художественном музее, получил профессиональные отзывы о творчестве и, все надеются, скоро переедет в собственный дом. Родом Валерий из деревни в Гомельской области, учился в Брянском художественном училище. Рано осиротел. Дважды поступал в Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, но неудачно. Прожив 15 лет в Петербурге, в середине 90-х решил съездить в Гомель, где была организована его выставка, а имя внесено в энциклопедию белорусских мастеров. Когда вернулся в город на Неве, узнал, что жить ему негде. 

Решил вернуться в родную деревню. Но в родительский дом не пустили родственники, так Ляшкевич оказался на улице. Сегодня на имя художника открыт счет в банке для пожертвований на дом. Валерий отказывается от съемного жилья, чтобы быстрее собрать нужную сумму. Гомельский художник… Можно ли человека привязывать к определенной географии, если у него нет дома, прописки, если его «нет в базе»? 

Мы застряли в социальных условностях и скоро действительно, как в антиутопиях, если имени не будет в базе, не будет и нас. Вот только глядя на голубоглазого Валерия Ляшкевича, слушая его разумные слова, наблюдая за незатейливым бытом, понимаешь – нам не нужны базы, чтобы быть. И, возможно, Валерий больше всех нас – есть. Уже несколько кинофорумов отметили «Перекресток» наградами на фестивалях документального кино в России, Польше, Беларуси. После шествия по фестивалям картину, вероятно, покажут по телевидению, затем автор оставит его в свободном доступе в Интернете.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Беларусь призывает Литву к диалогу по актуальным вопросам
  2. Кого Путин наградил медалями «Золотая Звезда» в Кремле
  3. Владимир Путин вручил медали «Золотая Звезда» Героям России за мужество в ходе СВО
  4. Вячеслав Володин: Законодательное обеспечение интеграции и ответственность перед гражданами — ключ к успеху Союзного государства
  5. Вячеслав Володин: Паритет, экономический рост и развитие туризма укрепляют Союзное государство
  6. Вячеслав Володин: Мы не должны успокаиваться, пока разрушаются памятники и забывается подвиг защитников
  7. Вячеслав Володин: Принятие бюджета Союзного государства — результат слаженной работы
  8. Игорь Сергеенко: Принятие бюджета Союзного государства на 2026 год — важный этап интеграции
  9. Игорь Сергеенко: Социальные и гуманитарные проекты укрепляют Союзное государство
  10. Игорь Сергеенко: Итоги года и интеграционные успехи Союзного государства
  11. Сергей Рачков: Международная деятельность Парламентского Собрания на 2024–2026 годы направлена на защиту интересов Союзного государства
  12. Вячеслав Володин: Бюджет Союзного государства на 2026 год предусматривает профицит и финансирование ключевых программ
  13. Виктор Селиверстов: Комиссия поддержала проект бюджета Союзного государства на 2026 год
  14. Олег Гайдукевич: Законодательство Беларуси и России в сфере безопасности унифицировано
  15. 70-я сессия Парламентского Собрания Союзного государства пройдет в Бресте в июне 2026 года

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Депутаты Беларуси и России утвердили бюджет Союзного Государства на 2026 год

В День Героев Отечества состоялась очередная сессия Парламентского Собрания Союзного Государства Беларуси и России

МНЕНИЯ

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

Мова нынче моветон?

Павел Родионов

Народ в Незалежной предпочитает говорить на русском.  

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также