САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Сказка рождественской ночи

В «Новой опере» состоялась мировая премьера «Щелкунчик. Опера» на музыку балета П.И. Чайковского

Старинный городок, полный предновогоднего очарования. В окнах домов сияют нарядные елки, видны роскошно накрытые столы, а на улице под хлопьями падающего снега носятся стайки детей, вышагивают взрослые горожане. И вдали в забавном предводителе детворы угадывается фигура волшебника Дроссельмейера (Андрей Бреус) – именно так начинается опера «Щелкунчик» постановщиков Аллы Сигаловой и Павла Каплевича в сценографии Николая Симонова в «Новой опере». 

И, надо сказать, когда зритель слышит пение Дроссельмейера, а потом и хор детей на мотив знаменитого «Марша оловянных солдатиков», он легко переключается с балетных ожиданий на оперные реалии. И следующая сцена – в зале дома советника Штальбаума с торжественными парадными лестницами и огромными часами – воспринимается вполне по оперным канонам. Дроссельмейер раздает детям яркие игрушки, и только Маша (Виктория Шевцова) выбирает необычную куклу – деревянного Щелкунчика. Дроссельмейер в опере становится одним из главных действующих лиц, и он не столько добрый крестный Маши, как в сказке Гофмана, сколько инфернальный распорядитель волшебной ночи, которую предстоит пережить девочке. 

Авторы признавались, что им непросто было взяться за постановку оперы, ведь балетный спектакль создавал легендарный хореограф Мариус Петипа, то есть все сцены были детально проработаны и ориентированы на балет. Но в то же время идея сделать из партитуры балета оперу «Щелкунчик» буквально лежала на поверхности. – Все связано с этой музыкой, – говорит один из постановщиков спектакля Алла Сигалова, – детство, родной Санкт-Петербург, запах кулис, сцена Мариинского театра, ожидание новогодних чудес – все это для меня магическое, манящее. 

Тем не менее создатели спектакля перераспределили действие между первым и вторым актами – в балете все события совершаются в первом акте, а второй, по сути, состоит из концертных номеров. 

По словам автора музыкальной редакции Игоря Кадомцева, «несколько номеров было перенесено из второго акта в первый, и в связи с этим сделаны сокращения». Раскрывая оперный потенциал сочинения, Кадомцев вместе с музыкальным руководителем спектакля Дмитрием Юровским использовали математический подход. К партитуре Чайковского прибавлялась вокальная партия, порой на музыку из других произведений композитора, по возможности сохранялась авторская оркестровка. Вновь сочиненной оказалась лишь ария Мышиного Короля. 

Впрочем, все эти секреты – для специалистов, а зрители оценили затейливые декорации, елку из алых шаров, изящные костюмы, особенно детские. А главное – они оценили компьютерную графику «сна Маши», в котором храбрый Щелкунчик (Алексей Неклюдов, Сергей Сатаров), превратившийся в прекрасного принца, с ее помощью победил Мышиного Короля. Оценили танцы кукол, особенно арабской (Александра Саульская-Шулятьева), в великолепных костюмах, и, конечно, финальную сцену, на которую высыпало множество детей-хористов. Настоящий утренник. Родители оценили динамичность и непродолжительность действа и, конечно, привели на сказку-оперу своих малышей. 

Поэтические тексты для арий, написанные поэтом Демьяном Кудрявцевым, порой забавны, но в основном соответствуют атмосфере самой волшебной сказки детства. Либретто написано Аллой Сигаловой. Балетных сцен в опере не обнаружите, несмотря на то что Сигалова – хореограф. Постановка приурочена к 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского – юбилей станет одной из главных музыкальных дат 2015 года.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Владимир Путин призвал обеспечить адаптацию и защиту прав ветеранов и семей участников СВО
  2. Беларусь призывает Литву к диалогу по актуальным вопросам
  3. Кого Путин наградил медалями «Золотая Звезда» в Кремле
  4. Владимир Путин вручил медали «Золотая Звезда» Героям России за мужество в ходе СВО
  5. Александр Лукашенко: Даже при мире в Украине давление на Беларусь не прекратится
  6. Александр Лукашенко: Беларусь не стремится к войне, но готова защищать свои интересы
  7. Александр Лукашенко: Беларусь должна актуализировать оборонные действия на фоне милитаризации Запада
  8. Вячеслав Володин: Законодательное обеспечение интеграции и ответственность перед гражданами — ключ к успеху Союзного государства
  9. Вячеслав Володин: Паритет, экономический рост и развитие туризма укрепляют Союзное государство
  10. Вячеслав Володин: Мы не должны успокаиваться, пока разрушаются памятники и забывается подвиг защитников
  11. Вячеслав Володин: Принятие бюджета Союзного государства — результат слаженной работы
  12. Игорь Сергеенко: Принятие бюджета Союзного государства на 2026 год — важный этап интеграции
  13. Игорь Сергеенко: Социальные и гуманитарные проекты укрепляют Союзное государство
  14. Игорь Сергеенко: Итоги года и интеграционные успехи Союзного государства
  15. Сергей Рачков: Международная деятельность Парламентского Собрания на 2024–2026 годы направлена на защиту интересов Союзного государства

Парламентское Собрание

Вячеслав ВОЛОДИН и Игорь СЕРГЕЕНКО: В Новый год идём с новыми решениями

Спикеры Парламентов Беларуси и России подвели итоги работы 69-й сессии Парламентского Собрания

Политика

Депутаты Беларуси и России утвердили бюджет Союзного Государства на 2026 год

В День Героев Отечества состоялась очередная сессия Парламентского Собрания Союзного Государства Беларуси и России

МНЕНИЯ

Итальянский вариант

Андрей Удальцов

Даже болельщики против засилья иностранцев в нашем футболе

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также