САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Рижский Гауди

Именно такое сравнение приходит на ум туристам в Риге, когда они видят в центре города здания в стиле модерн архитектора Михаила Эйзенштейна. В городах нашего детства всегда есть места, обладающие мистической притягательностью. 

Для меня это здания в стиле модерн в центре Риги, напоминающие огромные театральные декорации для сказочных представлений. Порой кажется, что фантастические фигуры и маски, украшающие их  фасады, однажды спрыгнут с постаментов на мостовую и двинутся вереницей по улицам города, как на карнавале в Венеции. В Риге в стиле модерн построена почти треть зданий в центре. Благодаря высокому качеству и художественному многообразию исторический центр Риги в 1997 году был включен в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как самое ценное «собрание» зданий стиля модерн в Европе. Стиль модерн, или неоромантизм, как международное направление, возник в Европе в конце XIX века. Расцвет его относят к периоду 1890-1905 годов, в Риге – по 1914-й, до начала Первой мировой войны. Модерн принадлежит к наиболее противоречивым стилям, но большинство специалистов считают его первым архитектурным стилем, который, в отличие от прочих, отстаивает полную свободу воображения и творческой мысли.
 
Михаил Эйзенштейн, отец будущего советского киноклассика, один из наиболее выдающихся творцов рижского эклектически декоративного модерна, создал в Риге настоящие шедевры. Расцвет его деятельности совпал с бумом строительства в Риге в начале XX века и с победным шествием модерна. Находятся «ценители», которые говорят, что декоративность его творений граничит с безвкусицей, но истинные знатоки признают, что зодчий достоин мировой славы. Михаил Осипович Эйзенштейн родился в 1867 году в Санкт-Петербурге, в семье евреев – выходцев из Германии. В 1893 году окончил Петербургский институт гражданских инженеров и начал службу как строительный инженер. Четыре года спустя, в 30 лет, он женился на Юлии Ивановне Конецкой, красивой девушке из круга состоятельных, утонченных петербуржцев. В том же году переселился в Ригу. Как раз в период наивысшего подъема города, когда Рига стала пятым крупнейшим городом Российской империи – после Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Варшавы. В 1900 году он получил пост начальника департамента путей сообщения Лифляндского губернского правления, однако страстью Эйзенштейна стала архитектура. Наряду со службой он работал и как частный архитектор, проектируя дома для состоятельных  горожан.

Вначале Эйзенштейн создал в Риге ряд домов в стиле эклектизма. В январе 1898 года  в его семье  родился сын Сергей, и начиная с 1901 года творческий почерк Эйзенштейна резко меняется. Возведенный в 1901 году жилой дом на улице Элизабетес, 33, можно считать зданием переходного периода в творчестве архитектора. Это первый проект, в котором он широко использует строительную скульптуру – классические колонны, атлантов, кариатиды. В интерпретации этих образов  чувствуются веяния модерна. Барочные формы, выразительные контрасты и живописная игра светотени делают дом незабываемым. В 1903 году домовладелица Л. фон  Хановски заказала Эйзенштейну проект отделки дома на улице Элизабетес, 10а, спроектированного архитектором К. Пекшенсом в стиле классического эклектизма. И Эйзенштейн создал дом в стиле модерн. На фасаде доминирует большое овальное окно с балкончиком. Здание украшено растительными мотивами, львиными масками, в центре – символический образ в венке из дубовых листьев. Это здание, среди других работ Эйзенштейна, отнесено к наиболее значительным достижениям модерна. В 1903 году создавался и проект дома на улице Элизабетес, 10б, по заказу состоятельного домовладельца А. Лебединского. Одно из достоинств здания – элегантное сочетание голубого, серого и белого цветов. Прохожих радует обилие стилизованных птиц, декоративных масок и бесчисленных геометрических и растительных орнаментов.

На сказочно красивой улице Алберта талант Эйзенштейна проявился в ряде чарующих своим великолепием зданий (2, 2а, 4, 6, 8, 13).  Дом 8 был возведен первым, в 1903 году он гордо вознесся на пустыре, разбитом на участки под застройку вблизи Старого города. На фоне голубых керамических плиток проступают мотивы, символизирующие рост и развитие, а также связь человека с природой. Этот дом считают самым нарядным домом Эйзенштейна, хотя вся улица Алберта утопает в роскоши «сюжетов» из стилизованных растений, масок, статуй, цветов и птиц. В течение последующих трех лет Эйзенштейн спроектировал по заказу еще 7 зданий, 5 из них – на улице Алберта. Обращает на себя внимание здание на улице Алберта, 4, главный мотив фасада которого символизируют горгоны. Вход в дом охраняет ангел над воротами и крылатые львы. Эти образы – самые выразительные в творчестве Эйзенштейна. Здание на улице Алберта, 13, строилось как жилой дом. Фасады, выходящие на две  улицы, украшены фронтонами, на которых бога солнца Аполлона охраняют мифические маски и крылатые львы. Проектируя этот дом, Эйзенштейн сосредоточил внимание на контрастах – интенсивный синий тон глазурованного кирпича объединен со светлым тоном камня, на грани кричащей противоположности и элегантности. Это здание также изобилует символическими образами.
 
Эйзенштейн трудился плодотворно, но непрерывные ссоры и неверность жены в конце концов привели брак к распаду. В 1909 году они расстались. Несколько лет Эйзенштейн не обращался к проектированию, и лишь в 1911 году появился дом на улице Стругу, 3. В последних созданиях Эйзенштейна нет и тени бурлящего великолепия – виной тому и личные переживания, и спад актуальности модерна. Во всем ощущается минимализм. По-разному можно оценивать личность и творчество Михаила Эйзенштейна, но его вклад в мировую культуру огромен.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: необходимо защитить символы государственности от искажений
  2. Путин: инфляция в России по итогам 2025 года может опуститься ниже 6%
  3. Владимир Путин назвал приумножение российского народа главной задачей страны
  4. В Президентской библиотеке откроется выставка к 26-летию Союзного государства
  5. Дмитрий Песков назвал условия для восстановления отношений РФ и США и прокомментировал переговоры по Украине
  6. Вячеслав Володин: Безопасность не может строиться за счет других государств
  7. Симферопольская телебашня засияет в цветах флагов России и Беларуси в честь годовщины Союзного государства
  8. Президент Алжира преподнёс Александру Лукашенко клинок и традиционный бурнус
  9. Игорь Сергеенко: Мир и безопасность — главные ценности для всех людей
  10. Парламентская ассамблея ОДКБ приняла модельный закон о противодействии терроризму
  11. Эйсмонт объяснила, почему Лукашенко посетил Оман с сыновьями
  12. В Москве сегодня пройдет заседание Парламентской Ассамблеи ОДКБ
  13. Литва рассматривает возможность прекращения автобусного сообщения с Беларусью
  14. Владимир Путин назвал «Бессмертный полк» уникальным явлением для России и мира
  15. Владимир Путин на этой неделе встретится с героями Отечества и проведет Совет по нацпроектам

Парламентское Собрание

Соседи: Голосование с тройным контролем

Депутаты Парламентского Собрания стали наблюдателями на парламентских выборах в Киргизии

Политика

Поддержка в мирной жизни

Участники СВО смогут повторно получить среднее профессиональное образование бесплатно.

МНЕНИЯ

Союзному государству 26 лет. Зачем оно нужно?

Михаил Васильев

Торговый оборот за неполный 2025 год превысил уже три триллиона российских рублей

Перемены - Европа в углу, а не во главе угла

Павел Родионов

США показали «партнерам» их истинное место и назвали приоритетом восстановление отношений с РФ.

Мова нынче моветон?

Павел Родионов

Народ в Незалежной предпочитает говорить на русском.  

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также