Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Культура


Божественная живопись

В Москве представили работы современных иконописцев России и Сербии

«Работниками святого дела» называл иконописцев отец Павел Флоренский. Испокон веков эта профессия была наследственной, не теряет своей притягательности это искусство и для современных художников. Международный фонд славянской письменности и культуры регулярно проводит выставки «Современной иконы», каждый раз собирая лучших представителей Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Калининграда и даже Владивостока. В этом году в выставке впервые принимают участие представители Сербии, мастера Боян Милькович, Сережа Попович и Драган Радунович. В таком объеме сербская современная иконопись в России представлена впервые – после масштабной международной выставки православного искусства «Свет миру», которая прошла в Манеже в 2007 году.
    
Большинство икон, написанных сербскими мастерами, представляют образы и жития наиболее почитаемых святых на Балканах – святого Саввы Сербского, святителей Николая (Велимировича) и Василия Острожского. Но есть и работы, демонстрирующие интерес к истории Русской православной церкви. Так, одна из икон мастера Сережи Поповича носит название «Святой Серафим Саровский и медведь».
    
Драган Радунович много лет работает учителем истории в сельской школе в Метохии. Он помнит страшные албанские погромы, тысячи погибших сербов. Выжившие были вынуждены покинуть свои дома. На их глазах рушились храмы, с колоколен срывались кресты. Тогда он поступил на работу в Координационный центр по Косово и Метохии, помогал сербским беженцам вернуться домой. Вернувшись в родное село, он снова встал у доски. Но все это время Драган не оставлял творчество. Его кисти принадлежит и очень почитаемый во всех славянских странах образ Богоматери Троеручицы, представленный в экспозиции (см. фото).
    
На выставке можно проследить развитие сразу нескольких иконописных традиций – византийской, русской и сербской. И то, как они трансформировались от эпохи к эпохе, менялись формы и техники исполнения. Российские мастера во многом верны иконописной традиции Древней Руси, сформированной под влиянием византийского канона. Также на выставке можно увидеть иконы XIX века, над которыми потрудились московские мастера-реставраторы. А в творчестве сербских иконописцев ощутима попытка найти баланс между традицией и современностью. Встречаются и необычные формы исполнения. Так, к примеру, икона святого Николая, известного еще и как покровителя путешественников и мореплавателей, заключена в рамку в виде корабельного штурвала.
   
Эта выставка – весомый вклад в укрепление культурных связей между двумя братскими православными славянскими народами. Особенно ценна поддержка со стороны российских коллег для мастеров из Косова, где православное население сегодня существует на грани выживания.