Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Тепло ли тебе, Украина?

Белорусскому топливу нет равноценной альтернативы в Незалежной

ФОТО: БЕЛТА

ТОЛЬКО БИЗНЕС, НИКАКОЙ ПОЛИТИКИ

«Нефтянка», пожалуй, самая политизированная отрасль. По крайней мере в глобальном разрезе. Но на международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Беларуси: производство, трейдинг, розница» при упоминании санкций все только пожимали плечами. Есть такая неприятность. Однако бизнесмены - люди прагматичные и мыслящие реальной выгодой. Потому политические амбиции разных стран воспринимаются как досадный шум.

Примечательно, что в этом году среди партнеров конференции лидировали украинские компании. Что выглядит вполне логично: белорусское топливо занимает значительную долю в Незалежной, дает заработать десяткам компаний. Поэтому нефтяники не только поддерживают, но и расширяют сотрудничество, оставляя за скобками не самую дружественную политическую риторику властей в адрес республики.

САМИ СЕБЯ ВЫПОРОЛИ

На украинскую энергетику давит волюнтаризмом внешняя политика. Недавно Киев продлил запрет на импорт электроэнергии из Беларуси и России. Объясняет сей шаг необходимостью влиться в европейскую энергосистему. Как взаимосвязаны эти два процесса, сказать сложно. 

Да и момент украинские власти выбрали не самый удачный: в Европе нарастает серьезный энергетический кризис. А ведь холода еще не пришли. Невзирая на приближающуюся зиму, страна «наступила» еще и на газовую трубу. Скандал из-за контракта Венгрии с «Газпромом» грозит вылиться в «убийство» странной схемы с реверсными поставками голубого топлива из Европы.

По большому счету, ни для кого не секрет, что реверс был «бумажный». Киев отбирал транзитные объемы российского газа, а по документам оформлял «прокачки». При этом сохранял гордый вид: мол, с Москвой дела не имеет. На этот секрет Полишинеля не обращали внимания. Но украинские руководители сами себя выпороли: разобиделись на контракт между «Газпромом» и Венгрией на поставку газа через Южный поток. Почему-то в Киеве решили, что такие вопросы с ними должны согласовывать.

Шантажируют перекрыть транзит газа в Восточную Европу. Не знаю, насколько они испугали европейцев, но остается открытым вопрос: из каких источников будет черпать газ сама Украина? А холода не за горами. Слава богу, рынок нефтепродуктов «держит» частный сектор, поэтому на нем присутствует больше рациональности, чем в других сегментах энергетики.

Недавно украинский лидер Владимир Зеленский дал суровое указание: разобраться с нефтепереработкой. Другими словами - увеличить объемы производства. Сказать легко, а избавить Украину от зависимости от импорта топлива сложно. Точнее - невозможно в обозримой перспективе.

Некогда в стране было шесть нефтеперерабатывающих заводов, которые принимали шестьдесят миллионов тонн нефти. Но «в строю» остался только один - Кременчугский. Недавно он увеличил объемы переработки почти в два раза - до четырнадцати тысяч тонн в сутки. Но принципиально это структуру рынка не изменит. Впрочем, специфика украинского рынка - присутствие больших объемов контрафактной продукции. Ее доля достигает двадцати процентов от розничных продаж.

В стране есть два десятка мини-заводов, представляющих собой страшные ржавые конструкции, которые с горем пополам способны осуществлять первичную перегонку нефти. Качество продукции ужасное, она вредна и для экологии, и для двигателей, но на заправках продается с огромным дисконтом, что привлекает покупателей.

ОТ ИМПОРТА НЕ УЙТИ

Если говорить о масштабном возрождении нефтепереработки на достойном технологическом уровне, то это весьма сложный и дорогостоящий процесс. Потребуются миллиарды долларов инвестиций. А «нефтянка» сейчас не стоит в приоритете у крупного международного капитала. Причин много. Это и монетарная политика США и Европы, которая привела к высокому спросу на акции именно технологических компаний. И агрессивная риторика по борьбе с карбоновым следом. Именно по этой причине разведанные запасы нефти в мире находятся на историческом минимуме: ощущается недофинансирование.

Кроме того, в 2025 году планируется запуск серьезных нефтеперерабатывающих мощностей в районе Суэцкого канала. Предполагается, что новые заводы несколько изменят структуру и конфигурацию на европейском топливном рынке. Конкуренция однозначно усилится.

И на этом фоне создавать новые компании даже в импортозависимой от нефтепродуктов стране, такой как Украина, весьма рискованно. Поэтому, несомненно, прекрасно, что сосед развивает собственное производство. Однако вытеснить импорт нереалистично.

Посчитали - прослезились

ТРАНЗИТНЫЙ БУМЕРАНГ

Антибелорусские санкции ударили по Литве.

На Клайпедском порту можно практически ставить крест. Перевод белорусских нефтегрузов в ленинградскую Усть-Лугу обернулся крупными денежными потерями. Литва фактически сама себя выпорола за санкции, введенные против Синеокой.

В начале октября стало известно, что выручка оператора терминалов нефти и сжиженного газа Klaipedos nafta уже упала на 25 процентов - до 44 миллионов евро. Причина - уход «Белорусской нефтяной компании».

Несладко и «Литовским железным дорогам». Компания потеряла уже больше двадцати процентов прибыли из-за бездумной санкционной политики ЕС в отношении РБ. Всерьез подумывают о сокращении работников. А ведь в год выручка от сотрудничества с Синеокой приносила сто миллионов евро.

До конца 2023 года действует договор с «Беларуськалием». Тем не менее министр коммуникаций и транспорта Литвы Марюс Скуодис заявил, что из-за вступления в силу 8 декабря санкционного запрета США на денежные операции с «Беларуськалием» транзит придется остановить. Эксперты уже посчитали, что убытки составят полтора процента ВВП Литвы.

Надежно

СИНЕОКАЯ ЗАКРОЕТ БРЕШЬ

Республиканские власти неоднократно выручали южного соседа нефтепродуктами.

С одной стороны, зависимость от третьих стран беспокоит легальных украинских поставщиков. С другой - широкая «серая зона» создает определенные преимущества. В частности, для Беларуси. Генеральный директор «БНК-Украина» Евгений Поспелов обращает внимание:

- Белорусская продукция - самая качественная на украинском рынке. Наша страна санкции не поддержала, взаимодействие продолжается. Обороты только растут. С клиентами у нас выстроены дружеские отношения. Сотрудничество с белорусскими НПЗ дает возможность Украине иметь нормальные цены при высоком качестве.

Надо отметить, что белорусские поставщики не раз выручали южного соседа в непростых ситуациях. Например, когда в феврале прекратил работать трубопровод, который поставлял топливо из России, наша страна «закрыла брешь».

Украина обладает хорошей диверсификацией поставок топлива, объемы перевалки через морские порты возрастают. Однако Евгений Поспелов признает, что по логистике белорусская продукция - самая выгодная. Мозырский НПЗ расположен всего в пятидесяти километрах от белорусско-украинской границы. И в свое время строился именно под потребности Незалежной.

Словом, как бы ни складывалась геополитическая конъюнктура, украинскому бизнесу выгодно сотрудничать с белорусскими нефтепереработчиками. Многие крупные украинские компании позиционируют себя на рынке как продавцы именно белорусского топлива, подчеркивая его качество. Соответственно, для таких фирм смена поставщиков влечет полную перезагрузку бизнеса. Поэтому можно с уверенностью сказать, что альтернативы поставкам нефтепродуктов из Беларуси нет. И вряд ли будет.