Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Был только «МИГ»

Друг Юрия Гагарина летчик Борис Волынов рассказал, что звезды могли забрать первого космонавта раньше и почему тайна его гибели до сих пор не раскрыта

Позывным Гагарина во время его легендарного полета был «Кедр». ФОТО: Юрий АБРАМОЧИКН/РИА Новости

Борис Волынов – легенда отечественной космонавтики: летчик-космонавт СССР, дважды герой Советского Союза, последний ныне живущий космонавт из Первого отряда космонавтов. Он был другом Юрия Гагарина, даже жил от него по соседству в Звездном городке.

Мы стояли у подъезда ничем непримечательного многоэтажного дома с потемневшим фасадом и облупившимся козырьком. В голову, конечно, лезли всякие глупые мысли, что первый космонавт Земли должен был жить в Изумрудном городе или как минимум в жилом комплексе бизнес-класса, спроектированном в виде взмывающей ввысь ракеты… Хотя тогда в шестидесятые и эти дома из желтого кирпича с космическими елями вокруг, многим казались чем-то волшебным.

ПАРАШЮТНАЯ ПОДГОТОВКА

- Как так случилось, что вы стали соседом по лестничной площадке с Юрием Гагариным?

- Когда нам дали квартиры здесь в Звездном городке, то именно Юра решил, что я буду у него соседом. Причем так получилось, что наши кабинеты разделяет не слишком толстая стена, и когда Юра громко говорил по телефону, у меня было все слышно. А балкон так и вовсе сделали общим без перегородок, и когда надо было пройти - он просто стучал в окошко, я открывал балконную дверь. Я так до сих пор и живу в этой квартире на шестом этаже.

Год назад умерла его верная спутница жизни - Валентина. Мы с моей супругой очень дружили с ней, навещали до последнего ее в больнице... Но, к сожалению, сказались последствия инсульта - она впала в кому. Сейчас в квартире Гагариных идет ремонт - здесь будет жить внучка Катя. Она выросла в Звездном. Валя с ней очень много занималась. Так что ветвь Гагариных здесь продолжается.

- Что связывало вас с Гагариным? Где завязалась ваша дружба?

- Мы познакомились в Первом отряде космонавтов. Я туда попал вместе с Юрием Гагариным, Германом Титовым, Валерием Быковским - это все наши ребята. 7 марта 1960 года мы пришли в здание рядом с метро «Динамо». Это был неприметный двухэтажный домик на отшибе. Нас еще не называли отрядом космонавтов – это была просто группа подготовки к полетам. Вначале с нами просто разговаривали, примерно с неделю. Потом сказали, начинаем учиться прыгать с парашютом - будет много полетов и мы должны уметь спасти свою жизнь, мало ли что случится в воздухе. Как выяснилось потом, это оказалось одной из самых сложных частей нашей подготовки и едва ли не самой важной.

Всего было больше тридцати прыжков. С нами занимался Николай Никитин. На тот момент ему принадлежали три мировых рекорда. Он прыгал с задержкой раскрытия парашюта днем и ночью по четырнадцать тысяч метров и большо. И главное, у него был самый большой опыт аварийного катапультирования из самолетов разных типов. Кто бы мог представить, что именно эти навыки станут жизненно необходимыми для первого космонавта!

Хотя все мы были опытными летчиками-истребителями, но прыжковой практики не хватало. У меня вначале далеко не все получалось как надо, и Николай Константинович частенько ругал. Но где-то после семнадцатого все стало получаться – он уже начал меня выделять. Скоро я стал отличником, а потом меня сделали инструктором, то есть, я уже другим помогал, в том числе и Юрию Гагарину.

ОТ «МЯГКОЙ» ПОСАДКИ ЗУБЫ ПОВЫЛЕТАЛИ

- Сейчас это уже конечно не тайна и много есть на этот счет доступных материалов, но все-таки можно услышать от вас подробности приземления первого космонавта? Почему вместо мягкой посадки в спускаемом аппарате, было рискованное катапультирование и последующее приземление на парашюте?

- Насчет мягкой посадки вы погорячились. Лично у меня после первого моего полета на корабле «Союз-5» спуск проходил с перегрузками 10g из-за того, что не произошло отделение приборного отсека. Скорость была значительно выше расчетной, корабль разогрелся так, что по иллюминатору потек металл от обшивки. При приземлении от удара о землю получил серьезную травму позвоночника, зубы повылетали – вот какой мягкой была посадка, а это было уже через восемь лет после полета Гагарина.

Так что, когда полетел Юра, никто и не думал рисковать. Посадить корабль весом в несколько тонн тогда было сложнее, чем совершить сам полет в космос. Так что от этой идеи отказались. В итоге, решили, что будет спуск на парашюте. Мы долго скрывали и от мировой общественности, и от своих граждан как приземлился первый космонавт. Тому есть причины, связанные с престижем страны и особенностью фиксации космических достижений международными организациями. Считалось, что раз полетел человек в космос на корабле, то на нем должен и приземлиться, чтобы все было по правилам. Советская сторона так об этом и заявила.

Но на самом деле Гагарин приземлялся на личном парашюте. То есть, сначала он приземлялся вместе с кораблем, на котором был свой парашют, чтобы затормозить движение. Кстати датчик того, что «купол» корабля открылся не сработал и Гагарин визуально убедился в этом через иллюминатор. Ему необходимо было катапультироваться из корабля на высоте семь тысяч метров.

Своим удачным приземлением Юрий Гагарин во многом обязан испытателю Вячеславу Томаровичу, который погиб в 1968 году при десантировании на Пик Ленина (мистика наверное, но он погиб в один год с Гагариным). Томарович был уникальным конструктором парашютов и парашютных систем. Именно он усовершенствовал систему спуска, с которой потом и полетел Юрий Гагарин. Мне довелось испытать ее на себе: довольно сложно в управлении, но свое дело выполняла отлично. Сложность в том, что там было два парашюта и за сто метров до земли запасной нужно было отделить, иначе он мог утащить в сторону. При этом незадолго до приземления выпускался носимый аварийный запас, в котором находилась надувная лодка (на случай приводнения), продукты, медикаменты, радиостанция и пистолет. Этот двадцатикилограммовый груз надо было постараться удержать в вертикальном положении, чтобы приземлиться плавно.

Я испытал эту систему и все подробно, до мелочей, рассказывал Гагарину. У нас на парашютных прыжках хорошие взаимоотношения были, мы помогали друг другу во всем. Так что можно, сказать, есть и моя малая толика в его удачном приземлении. Мы дружили до последнего его дня.

друг Гагарина.jpeg

Борис Вольнов - друг Юрия Гагарина. ФОТО: Антон КАРДАШОВ/АГН Москва

ЕЩЕ ОДИН РОКОВОЙ ПОЛЕТ

- Трагическая гибель Гагарина в ходе тренировочного полета - еще одна тайна ХХ века, по мнению экспертов, так до конца не раскрытая. Интересно узнать ваше мнение – что тогда произошло? Может быть это просто звезды забрали первого космонавта?

- Звезды могли сделать это раньше. В апреле 1967 года на корабле «Союз-1» полетел Владимир Комаров. Дублером у него был Юрий Гагарин и он мог заменить Комарова. В программе полета была стыковка с космическим кораблем «Союз-2» и переход космонавтов Елисеева и Хрунова в корабль Комарова через открытый космос, а затем возвращение на землю экипажа из трех человек. Но полет «Союза-1» проходил с многочисленными нештатными ситуациями. Инженеры тогда зафиксировали около двухсот замечаний к конструкции корабля – вот что значит, не стало Королева (Конструктор Сергей Королев ушел из жизни в январе 1966 года — Ред.)

Когда на орбите у «Союза-1» не раскрылась одна из солнечных батарей, приняли решение запуск «Союза-2» отменить, а Комарову приказали совершить досрочную посадку. На конечном этапе спуска не вышел основной парашют, а стропы запасного скрутились из-за его вращения. Аппарат на большой скорости (около 40 м/с) врезался в землю в пустынном районе Оренбургской области. К тому же под креслом стоял еще прибор, который поглощает углекислый газ и выделяет кислород - регенерационный патрон. Когда спускаемый аппарат ударился о землю, от выделения кислорода начался сильный пожар и внутри горел даже метал…

- Юрия Гагарина, который был дублером Комарова, судьба тогда уберегла, но в 1968 году он погиб. Есть версия, что тогда рядом на высокой скорости пролетел загадочный самолет и гагаринский «Миг-15» потерял управление, сорвался в пике – что вы скажете на этот счет?

- Мне как-то довелось обсуждать эту трагедию с руководством и летчиками-испытателями ЦАГИ, так вот они у себя в закрытой зоне в Жуковском неоднократно моделировали тот последний полет Юрия Алексеевича: поднимали в воздух такой же «Миг-15», сажали двух опытных летчиков-испытателей. Соблюдали в точности все режимы полета: высота, скорость и так далее.

По заданию рядом на гипер-звуке проходили другие самолеты: под этим «Миг-15», над ним и под разными углами проходили и ничего не происходило - машина не меняла курса. Либо подпрыгивала, либо опускалась скачком и все. Поэтому причина катастрофы и гибели первого космонавта планеты, на мой взгляд, до сих пор еще неизвестна.

Самое печальное, что Юрий был уже подготовленным человеком для того, чтобы серьезно заниматься космической отраслью и продолжать дело Королева. Он закончил академию в 1967 году - в феврале вместе с Германом Титовым защитил диплом. А в марте погиб – удивительное и обидное совпадение.

Я точно могу сказать одно, что если бы не столь ранний уход из жизни Сергея Павлович Королева и Юрия Алексеевича Гагарина, в отечественной космонавтике многое было бы совсем по-другому.