Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


«Каждого героя хотели оживить»

Сюжет этой масштабной драмы основан на исторически достоверных событиях 1942 - 1943 годов и посвящен подвигу советских солдат. 5 декабря в широкий прокат выходит художественный фильм «Ржев»

Лента начинается с атаки. Ее снимали неделю при 30-градусном морозе и постоянно ухающих взрывах. Создатели картины стремились к максимальному реализму, и теперь мы лучше понимаем, каково приходилось нашим дедам на передовой. Фото: Кадр из фильма.

ИГРАЛИ СВОИХ ДЕДОВ

В основу сценария легла повесть «Искупить кровью» писателя-фронтовика, очевидца и участника тех событий Вячеслава Кондратьева. Пересказывать сюжет вряд ли стоит - идите и смотрите, не пожалеете. Из российских фильмов, снятых о войне, он входит в первую пятерку. А по батальным сценам - безусловный лидер. Сцену атаки и рукопашной так, как в «Ржеве», не снимали даже в советское время. Ни грамма вранья в деталях. Даже кровь - не бутафорская жидкость или клюквенный сок - а самая настоящая.

- Стремились к максимальному реализму на экране, - рассказал корреспонденту «СВ» режиссер «Ржева» Игорь Копылов. - В тексте у Кондратьева есть фраза про этот бой - «живым мясом протолкнулись». Я поставил задачу художникам, каскадерам, артистам, чтобы эта фраза не была пустой художественной метафорой, а буквально ожила на экране.

- По-моему, натурализма хватает.

- Мы снимали атаку шесть дней. И каждое утро нам с мясокомбината привозили два ведра свежей крови и внутренностей, которыми мы «украшали» окопы. Но педалировать на натурализме - тема всегда спорная. Ржевская битва в реальности - это четыре слоя трупов, как это показывать? Да и нужно ли? Главное - это должно остаться в памяти у зрителей. Многие сцены боев, взрывов и минометных обстрелов сняты с камерой внутри - там минимальный монтаж. Достаточно было работы ручной камерой, как у военных корреспондентов. Снимали на Ржевском полигоне министерства обороны. Места - один в один с теми, что в книге. Только деревню пришлось строить самим. Разбирали старые, брошенные жителями срубы и возили их сюда из Новгородской области. Когда вошли в съемки, температура упала до минус 28. И долго держалась так. В принципе актеры работали в тех же условиях, в каких сражались реальные бойцы. Только тогда не было возможности в перерыве забежать погреться в вагончик и выпить горячего чая.

- Материал очень непростой. Как актеры вживались в роли?

- Ценность фильма еще в том, что многие актеры принесли в него что-то из личных историй своих воевавших дедов и прадедов. У Александра Аравушкина, который играет Папашу, подо Ржевом погиб дед. Фамилия его была Барков. В фильме Папаша тоже Барков. Веточка рябины у него в руках - тоже с фотографии его деда. Отголоски самые прямые.

РАЗГОВОР С ОТЦОМ

sv10-0512-rzhev1-OBTR-180.jpg 

Если Родина в опасности, значит всем идти на фронт. Вор Костя Карцев, объявленный во всесоюзный розыск, сбежал на войну и лихо бил фашистов. Фото: Кадр из фильма.

- Один из главных персонажей - особист. Может показаться, что он сделан чересчур трафаретно - жестокий, бесчувственный, типично сталинский чурбан.

- Особиста мы не придумали. Он есть у Кондратьева, но там он предстает совсем уж сволочью. А мы постарались сделать его живым человеком. Для нас он вообще один из любимых персонажей. Мальчик, который требует, чтобы все соблюдали закон - истово, самозабвенно. Возможно, он в чем-то и перебирает. Но он совсем мальчишка с крошечным жизненным опытом, к тому же бывший беспризорник. Для этого придуман его разговор с Папашей, которого он собирается расстреливать, словно встреча с несуществующим отцом. Так что особист при всех его эмоциональных завихрениях совершенно не отрицательный персонаж.

- На фронте люди вели себя по-разному. Весь из себя положительный персонаж на гражданке, вдруг оказывался подлецом и предателем. И наоборот. Разговаривал как-то с один ветераном, летчиком-истребителем, Героем Советского Союза, так он мне честно признался: «Я не знаю, как бы я себя проявил, окажись я в плену». Героев фильма вы тоже пропускаете через душевную мясорубку. Но в итоге все они делают правильный выбор. И во вторую атаку, которая для многих окажется последней идут, словно святые.

- Это же была наша идея, и мы, наверное, не будем этого стесняться. Для нас в картине нет безусловно положительных или отрицательных героев. Наша задача была сделать их живыми. Мы любим каждого из них, без этого фильм просто не получился бы.

- Фильм уникален еще тем, что в нем нет ни одной женской роли?

- Понимаете, появление женщины в кадре подразумевает уже какие-то романтические отношения. Мы решили, что хотя бы в одном из тысяч фильмов про войну можем позволить себе роскошь и обойтись без любовной истории. А женщины, которые будут смотреть нашу картину, пусть еще раз вспомнят о тех своих родственниках, кто воевал, и представят, какого им было на фронте.

НА ЭКРАНЕ

НЕ РАДИ ПРИБЫЛИ

- Немецкий офицер в одной из сцен произносит зловеще-пророческие слова: «Мы научим их убивать друг-друга.

- У Кондратьева таких слов нет, это наша идея.

- Придумали, отталкиваясь от дня нынешнего?

- Вы знаете, сама война, ее ход, наша победа - все это звучит как-то предостерегающе и сейчас. Кто и что по-настоящему ни сделает, это прямо откликается.

- И все-таки его слова сбылись?

- Думаю, еще нет. Но могут. Сейчас он держит пистолет, а что дальше будет….

- Планируется показ фильма за рубежом?

- Сейчас был кинорынок в Санта-Монике. Фильм продан в Америку, Францию, Германию, Корею, Японию, Польшу и другие страны. Причем, все они собираются делать дубляж.

То есть интерес к теме Великой Отечественной войны в мире есть. И он совсем не маленький.

- На какого зрителя вы ориентировались, снимая картину?

- Мы реально понимали, что аудитория у фильма будет сложная. Скажу больше - пусть этот фильм даже не принесет денег, его все равно надо было снимать. Молодежь сегодня смотрит развлекательные фильмы, наш - тяжелый, и достаточно непростой для восприятия. Но если хоть кто-то из молодых людей посмотрит его и поймет, что такое война, наша задача будет выполнена.

А В ЭТО ВРЕМЯ

НА СВИДАНИЕ К СОЛДАТУ

Одними из первых посмотрели картину жители города, давшего ей имя.

По словам главы района Валерия Румянцева, кино вышло трогательным, за душу берет. Говорили мы о картине на стройплощадке Ржевского мемориала возле деревни Хорошево Тверской области. Сейчас там идет монтаж бронзовой фигуры солдата - главного героя и фильма, и всей войны. Уже собрали верхнюю часть: голову, плечи и торс. Детали везут прямо из литейных мастерских в Солнечногорске. Солдат грустно смотрит на нас, ни тени улыбки на лице. Еще видны швы на шинели, но скоро их уберут. Проект - не типовой, поэтому подход даже к сварке - творческий. К 15 марта монтаж 25-метровой скульптуры планируют завершить.

- Точно укладываемся в график, - говорит замминистра культуры РФ Николай Овсиенко. - Сомнений никаких нет, этот удивительный мемориал, который создается в ознаменование подвига Советского солдата, будет открыт вовремя. Все службы выполняют свои обязательства.

Монумент, по словам исполнительного директора Российского военно-исторического общества Александра Баркова, станет местом, где можно будетпоклониться своему предку, погибшему здесь 75 лет назад и чье место погребения неизвестно. Продолжением памятника должен стать музейный павильон, где непрерывно на специальных экранах будет демонстрироваться список погибших подо Ржевом.

А под стеклянным полом разместят находки поисковиков, чья экспедиция будет работать во время открытия памятника в мае следующего года.