Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Общество


Слышишь, время гудит - БАМ!

В этом году легендарная стройка Байкало-Амурской магистрали празднует 45-летие

На призыв строить откликнулись все республики СССР, была даже «битва» за комсомольские путевки. Фото: Личный архив Веры Лукошиной/репродукция Ивана Вислова/kpmedia.ru

ТАЕЖНЫЙ РОМАН

В середине 70-х вся молодежь от Бреста до Владивостока мечтала попасть на БАМ - стройку века. Поехать в те края было не только испытанием на прочность, но и особой трудовой романтикой. Весь Союз пел: «Вот опять письмо тебе пишу..» и «Под крылом самолета…». Добровольцы рубили в тайге просеки, пробивали тоннели в горах и тянули сквозь сибирские километры стальные рельсы. Этот энтузиазм, на котором и построена Байкало-Амурская магистраль, был живым нервом того времени. Минчанка Анна Лучина провела на той ударной стройке шестнадцать лет.

- В мае 1978 года отправились со своим парнем за семь тысяч километров покорять тайгу. Из удобств - три общежития на всех (одно из которых было недостроенное) и столовая. Даже названия у населенного пункта тогда не было. Но поселок рос, он был уже реальным местом жизни сотен людей - назвали его в честь местной реки Кичера.

Все те несколько суток, пока отряд молодых строителей будущего ехал в поезде, Анна рисовала стенгазеты и плакаты с понятными и простыми лозунгами. Когда прибыли на место, начались рабочие будни: ее избранник Геннадий с другими комсомольцами стал рубить просеки под железнодорожные пути и линии электропередачи. Их свадьба стала праздником для всего поселка. Платье невесте прислали родственники. С размером угадали - село как влитое. День погуляли, и снова трудовые будни:

- Строительного образования у меня не было, пошла в повара, - вспоминает Анна Лучина. - Ох, зимой было несладко: с утра ребята выкапывали яму, расчищали кругом снег под полевую кухню, разжигали костер и уходили рубить просеку. Чистой питьевой воды не достать: приходилось топить снег на костре и быстро кашеварить на бригаду из двух десятков человек - первое, второе и чай! Помню, варю макароны в ведре и плачу - то пригорят, то недоварятся. Со временем, конечно, наловчилась, привыкла.

На БАМе у семьи Лучиных родились две дочки. Анна с улыбкой признается: особый ритм жизни закалил характер и научил не пасовать перед трудностями.

МОГЛИ «ОПОЯСАТЬ» ВЕСЬ ЗЕМНОЙ ШАР

- Байкало-Амурскую магистраль строили в экстремальных условиях. В тайге и в тундре, - рассказал «СВ» бывший начальник ГлавБАМстроя, Герой соцтруда Ефим Басин. - Кругом картинка менялась, как в калейдоскопе: и вечная мерзлота, и болота, и скалы. Летом комаров тьма. А зимой на БАМе от морозов трескались термометры. Спасали только энтузиазм, молодость. Горели делом.

Железную дорогу проложили через семь горных хребтов. Только грунта в полотно БАМа отсыпали 570 миллионов кубометров. Этого объема достаточно, чтобы опоясать весь земной шар по экватору слоем толщиной в метр.

- Каждый сотый километр БАМа проходил в тоннелях, каждый десятый - по мостам и путепроводам, - продолжил Басин. - А как возводить мосты без подъездных путей? Проявили смекалку: научились ставить опоры и пролеты прямо с железнодорожного пути. За уникальную технологию получили Госпремию СССР.

Одним из самых сложных объектов БАМа стал Северомуйский тоннель длиной около 15,5 километра. Люди работали по пояс в воде. Что мы там только не применяли: и химическое закрепление грунта, и замораживание. К нам потом приезжали специалисты из Франции, США, Германии, чтобы перенять опыт строительства в экстремальных условиях. На БАМе были такие, как сейчас бы сказали, инновационные технологии, что на Западе только диву давались.

sv8-1508-bam2-80.jpg 

Свадьба Ани и Гены в зоне вечной мерзлоты запомнилась на всю жизнь. Фото: Личный архив Веры Лукошиной/репродукция Ивана Вислова/kpmedia.ru

- До 1985 года пионеров БАМа уважали. А потом ситуация изменилась: стройка века стала прочно ассоциироваться с именем Брежнева, растиражировали мнение, что БАМ - это его авантюра. Раз Брежнев - значит, застой. БАМ начали поливать грязью со страниц газет и экранов телевизоров, заявлять, что это «дорога в никуда» и «самый длинный памятник застоя», - привел пример бывший руководитель строительства. - За время перестройки я пережил на БАМе больше тридцати комиссий с проверками. Но время все расставляет на свои места: главное, что вскоре БАМу вернули доброе имя, и сегодня магистраль работает на благо страны.


ВСТРЕЧА

РОМАНТИКА В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ

В Посольстве России в Минске белорусам вручили памятные награды.

Здесь собрались ветераны той великой стройки. Атмосферу создавала музыка, звучавшая из колонок. Кое-кто из гостей не удержался и начал подпевать комсомольской песне: «Слышишь, время гудит - БАМ!»

Рассматривали архивные фото, шутили и грустили о прошлом. Вспомнил и Посол России в республике Дмитрий Мезенцев, как он был комиссаром студотряда на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Недолго - всего три месяца. Но и этого времени хватило, чтобы закалить характер:

- Да, было: работали с восьми утра до восьми вечера, - вспоминал посол. - Единственный выходной - День строителя. Палаточный быт, полевая кухня... Романтика в неромантичных условиях, но перед трудностями не пасовали. И спасибо вам, что вложили не только силы, но и душу в эту грандиозную стройку. Сегодня БАМ играет важную роль в развитии не только Дальнего Востока, но и всего СНГ. Время подтвердило правильность решения: у самого амбициозного проекта советских времен большое будущее.


ТРАДИЦИИ

В БОЙЦОВКЕ С НАКАТКОЙ

БАМ был не просто молодежной стройкой, а всесоюзным проектом. Каждая республика построила на магистрали свою станцию с национальным колоритом. «Стройка века» объединила больше двух миллионов бамовцев со всех концов СССР.

Среди них - шестьдесят тысяч белорусов.

Из Минска первым выехал 1-й Белорусский ударный комсомольско-молодежный отряд имени Кедышко: 125 молодых специалистов строили станции, поселки, тянули рельсы по необъятным северным территориям. БАМ стал еще одним плавильным котлом для целого поколения, когда молодежь не только знакомилась между собой, но и училась понимать культуру и традиции друг друга.

sv8-1508-bam3-OBTR-60.jpg 

Фото: Кристина Хилько

Когда Владимир Карягин - председатель Высшего координационного совета Республиканской конфедерации предпринимательства - вспоминает боевую молодость, в глазах этого солидного и серьезного человека прыгают чертики:

- Я учился в БГУ на философском отделении и в 1976 году стал командиром первого белорусского стройотряда на БАМе. Работы непочатый край. Строили поселок Серебряный бор. Пробыл здесь все лето, осенью вернулся на учебу. И понял, что отравлен БАМом, этими масштабами, ни с чем несравнимым счастьем преодоления таких трудностей, которые, казалось, нам не по зубам. Посвятил БАМу двенадцать годков, выезжаю туда каждое лето. С гордостью скажу, что белорусский отряд проложил первые сто метров дороги на Магадан.

Сегодня в Беларуси тоже активно развиваются традиции стройотрядовского движения.

- Как и в мою молодость, это настоящие социальные лифты, где молодым выпадает возможность показать себя, пройти школу жизни, - продолжил Карягин. - Один из самых успешных примеров - Всебелорусская молодежная стройка на БелАЭС, которая в этом году собрала больше 250 бойцов студотрядов из России и Синеокой. В Островец попадают лучшие из лучших. Каждый студент проходит серьезный отбор - конкурс до пяти человек на место! Смотрят не только на здоровье, но и на наличие строительной специальности не ниже второго-третьего разряда. В университетах молодежь получает базу, теорию, а здесь - возможность дополнить знания навыками.

 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ