Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Мурманский порт работает, как часы, загружает и разгружает суда. Но приезжающих сюда молодоженов это не смущает. Они любят фотографироваться на фоне кораблей и башенных кранов.
ЮМОР СОГРЕВАЕТ
Мурманчане - люди с хорошим чувством юмора. В суровом заполярном климате без улыбки никак не выживешь. Скиснешь. Вот и губернатор Мурманской области Марина Ковтун свою встречу с журналистами из России и Беларуси и участниками экспертно-медийного тура по региону начала с анекдота про местный климат: «Приезжает мурманчанка осенью на Черноморское побережье. Ее спрашивают: «Девушка, вы откуда? - Из Мурманска. - А почему такая белая? В вашем городе лета, что ли, не было? - Было. Просто я в этот день была на работе».
Но гостям Мурманска в этот раз повезло. Вторую неделю на Кольском полуострове стояло не капризное, северное, а настоящее черноморское лето, с жарой под 30 градусов: когда можно и позагорать, и покупаться в озерах. Старожилы хмурили лоб, силясь вспомнить, когда последний раз такое было: то ли в середине 70-х, а то и вовсе в 60-е. Как в июне на горных лыжах в Хибинах катались, помнили. А жару - нет. Аномалия, в общем. Поэтому и переживали, не помешает ли такая погода поспеть чудо-ягоде морошке.
«ЛЕНИН» ЖИВ
Прием делегации был сродни погоде, столь же теплый. Хотя речь на многочисленных встречах и «круглых столах» в первую очередь шла о темах северных: об освоении Арктики, о ее будущем, о том, как это направление может стать перспективным в российско-белорусском сотрудничестве. Мурманск с его незамерзающим даже зимой портом - морские ворота в этот суровый регион, база атомного ледокольного флота России.
Об этом приезжим напоминает атомоход «Ленин». Когда-то он был ледоколом-первенцем, а теперь, пришвартованный навечно возле здания городского морвокзала, стал музеем и визитной карточкой города. Он в Мурманске везде - даже на граффити. К нему обязательно везут всех гостей столицы Кольского полуострова - полюбоваться мощью корабля, который с легкостью ломал двухметровые арктические льды. А еще сюда приезжают молодожены - перед тем как отправиться в совместное плавание по жизни.
ВСЕ ПО-БРАТСКИ
Вроде бы - где Синеокая, где Арктика. Почти две тысячи километров между ними. Однако общих точек оказалось немало. Говорили в первую очередь о том, что освоить Арктику России в одиночку не под силу. По словам Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты, который приехал в Мурманск вместе с журналистами, ученые из Беларуси обладают большим опытом в проектах зондирования Земли и изучения климатических особенностей территорий - что весьма актуально для Заполярья.
- Мурманский арктический государственный университет и Кольский научный центр Российской академии наук готовы к установлению связей с исследовательскими организациями Республики Беларусь в реализации программы арктической повестки Союзного государства. Такие сверхмасштабные проекты могут и должны быть основой для дальнейшей интеграции, - сказала Марина Ковтун.
- Потенциал арктических технологий у Беларуси - огромный, - признает ректор МАГУ Андрей Сергеев.
Он знает, о чем говорит. Его вуз уже давно сотрудничает с Белорусским национальным техническим университетом, в первую очередь в рамках горнодобывающего и горно-перераба-тывающего комплекса, энергетики - это касается и кампусов университета в Апатитах и Кировске.
ВВЕРХ И ВНИЗ
Лучше гор могут быть только шахты
Если Мурманск - царство воды, то Кировск и Апатиты, куда везут гостей, - это горы Хибины. Вершины, столь же прекрасные внешне, как и их названия, которые не выговорить ни в жизнь.
Подымаемся на Айкуайвенчорр («Гора с головой матери Бога» в переводе с саамского, или попросту «Спящая красавица»). Там расположен популярный горнолыжный курорт Большой Вудъявр. Сейчас, понятно, сезон закрыт, а так любимое время для экстремалов - апрель, когда и снег под ногами, и солнце на небе. Тысяча метров ввысь. Город под тобой как на ладони. Красота.
Где-то вдалеке Кировский рудник, царство минералов - апатитов, нефелинов, эгиринов. С его строительства и начался город. Нам обязательно напомнят, что в производстве задействованы «БелАЗы». Без них никак…
От гостеприимных хозяев сейчас же следует предложение: «А не хотите ли спуститься на триста метров вниз, в шахту?» График поездки летит в тартарары, но кто же откажется от такого предложения? Хотя и немного страшновато. Тут же успокаивают: аварий не было очень давно. Процесс добычи максимально автоматизирован. Самое страшное, что грозит, - испачкать обувь.
Селфи на память: в каске, с фонариком на лбу - все уже почти шахтеры. Опускаемся на глубину, на уровень, где руду дробят, а потом уже подымают наверх. Фотографы ловят редкий кадр, остальные пытаются услышать экскурсовода. Время под землей, и правда, летит совсем незаметно. Три минуты - и уже наверху. Подъем оказался столь же стремительным, как и вся поездка в Мурманскую область. Но сюда хочется вернуться еще раз - в ставшее таким теплым для нас Заполярье.