Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России


Рубрика: Блоги


Письмо в редакцию: Каким быть механизму эффективного финансирования Союзных проектов?

Надо изменять подходы к формированию союзного бюджета и вводить такой механизм отбора проектов и программ, чтобы выделение на них средств было более гибким и оперативным. Конкретные предложения есть у читателя "Союзного вече".

Почему бы не продлить экспресс Минск - Орша до Смоленска? Фото: Vk.com 

Бюджет Союзного государства на 2018 год формируется из взносов Беларуси и России, а также неиспользованных остатков прошлых лет. Остатки, как говорится, сладки. Но тут и не знаешь, что делать – то ли радоваться бережному расходованию общесоюзных финансовых средств, то ли огорчаться нерасторопности распорядителей общей копилки в интересах социально-экономического развития Союзного государства. Очевидно, что в сложившейся ситуации надо изменять подходы к формированию союзного бюджета и вводить такой механизм отбора проектов и программ, чтобы выделение на них средств было более гибким и оперативным. У меня есть конкретные предложения.

Мне интересно, а кто сказал, что приоритетом должны быть проекты с наибольшим коммерческим эффектом и ориентацией на импортозамещение? Этой точки зрения придерживаются члены комиссии Парламентского собрания.

На мой взгляд, определяющим преимуществом в отборе бизнес-планов должно быть иное – эффект, который можно оценить, как интеграционный потенциал. В противном случае самый высокий уровень получения прибыли в процессе реализации любого проекта породит лишь зависть и в итоге будет людей разъединять, а не объединять. Иначе говоря, принимать к рассмотрению и реализации такие проекты, в которых не десятки работников на высокооплачиваемых рабочих местах радовались бы своим доходам, а население в целом чувствовало бы влияние интеграционного эффекта. Трудно? Но осуществимо.

ЭКСПРЕСС «МИНСК-СМОЛЕНСК»

Приведу примеры такого проекта. Они же – и предложения, которые можно рассмотреть.

Один проект напрашивается давно, его сама жизнь подсказывает. Смоленск и в прежние времена, и сегодня притягивает множество белорусов – и бизнесменов, и продавцов, и покупателей, и тех, кто хочет найти более высокооплачиваемую работу. Древние стены Смоленского Кремля и места сражений Великой Отечественной войны манят туристов, университеты Смоленска пополняют белорусские студенты. Аналогично - жители Смоленщины. Они тоже постоянно ездят к соседям в гости. Как палочка-выручалочка туда и обратно по Смоленской дороге снуют маршрутки. Не самый безопасный и не самый дешевый вид транспорта. К большому сожалению, прямого беспересадочного варианта пригородного сообщения электричек нет совсем! Из Минска, Жодино, Борисова, Толочина можно добраться до Орши, здесь после пересадки доехать до границы с Россией и там, на станции Красное сделать еще одну пересадку в сторону Смоленска. Ужасно неудобно.

Давно назрела необходимость ввести прямой маршрут электрички. Больших денежных вливаний изменение маршрутов не потребует! Нужна лишь политическая воля. По-хорошему, надо бы изучить пассажиропоток, сделать поправки в расписание электричек и заложить в проект бюджета Союзного государства финансирование скоростной магистрали Смоленск – Минск. Уже не первый год «Штадлеры» регулярно «летают» по маршруту Минск – Орша, а там же до Смоленска – рукой подать! Со скоростью 150 км в час от столицы Беларуси до Смоленска – два часа. А на вагонах бизнес не забыть сделать красочную надпись «Союз». Стоимость поездки можно же удешевить за счет дотаций из бюджета Союзного государства.

РАПС И ПЧЕЛЫ

Из окна тихоходной электрички я каждое лето вижу желтые рапсовые поля. В Витебске успешно работает масло-экстракционный завод. О масштабах внедрения этой относительно новой для России и Беларуси культуры свидетельствует динамика возделывания рапсовых полей. Ежегодно Толочинский район, где я проживаю в агрогородке Коханово, засевает озимым и яровым рапсом примерно 4 тысячи гектар. Еще больше эту культуру возделывают на полях Оршанского и соседнего с Россией Дубровенского района. Как руководитель клуба пчеловодов-любителей «Медовик» я отслеживаю динамику посевов рапса и агитирую за более эффективное использование плантаций крестоцветных культур в интересах медосбора и использования озимого рапса как раннего пыльценоса. Фармацевтическая фабрика в Борисове готова к переработке собранной пчеловодами пыльцы рапса в ценные лекарственные препараты. Но к такому повороту не готовы отечественные пчеловоды.

Несколько лет назад Витебский областной Совет депутатов при утверждении государственной региональной программы развития пчеловодства выделил из бюджета средства на создание в Дубровенском районе пчелопитомника с инструментальным осеменением маток. Это ошибочное управленческое решение было обречено на провал на самом старте задуманного проекта. Долго объяснять почему, но специалисты согласятся – тут и климатические условия Витебщины, и практический опыт. Так называемые «пчелопакеты» с молодыми семьями пчел к продаже на Витебщине появляются в начале лета, когда озимый рапс уже отцветает. С каждого гектара озимого рапса пчелы способны собрать примерно 100 кило товарного меда. То есть с полей одного района мы можем (и должны!) получать цистерны ценного продукта! Для этого надо к концу апреля подвезти с юга России в Беларусь, а равно на Смоленщину и другие регионы тысячи пчелопакетов. Технически решить этот вопрос несложно, если заказчиком финансовых средств на реализацию выступит Ассоциация пчеловодов и пчелопитомники на юге России. Набравших силу южных пчел в конце лета можно легко переориентировать на сбор пыльцы из ярового рапса. Этому мешает сейчас отсутствие рынка консервированной сушкой пыльцы. Если из бюджета Союзного государства фармацевтическим предприятиям Беларуси и России можно было бы выделить средства на это – все, препятствий нет! Тысячи пчеловодов можно вовлечь во взаимовыгодный бизнес! В итоге мы получим и импортозамещение, и высокую рентабельность конечного продукта. И «армия» пчеловодов получит новый источник дохода для тысяч домохозяйств.

ГРИБЫ И КЛЮКВА

Аналогичную схему можно отработать и на примере технологии выращивания грибов и крупноплодной клюквы, которую на Оршанском инновационном форуме представил заведующий сектором пищевых и лекарственных ресурсов леса НАН Беларуси, кандидат биологических наук Иван Бордок. Я встретился с ученым, прослушал его выступление и обратил внимание на выходные данные буклета о ноу-хау, которое он представлял. Отпечатан в типографии в далеком 1991 году! Выходит, институт больше четверти века пытается внедрить свои разработки в практику... Нельзя сказать, что успехов нет. Так, в Беларуси одна из крупнейших клюквенных плантаций в Европе (более 80 гектаров) принадлежит «Полесским журавинам». Сама плантация заложена в 1985 году. Саженцы завезены из США. Сейчас здесь выращивают восемь основных сортов крупноплодной клюквы, включая «Стивенс», «Мак-фарлин», «Сирлз» и другие. В лучшие годы сбор превышает 600 тонн.

А что если создать Ассоциацию производителей крупноплодной клюквы России и Беларуси? И выделить ей целевое финансирование под расширение плантаций высокоурожайной культуры? Институт леса, наконец, смог бы свести науку, новые технологии, сотни производителей ягоды – под крылом Союзного государства. Участником эксперимента может стать, например, общественная организация «Ахова птушак Бацькаушчыны» (Охрана птиц Отечества) и аналогичная организация в России. Тысячи энтузиастов зимою подкармливают питательной ягодой глухарей и тетеревов и других птиц на болотах Смоленщины, Псковщины, Калининградской областей и в Беларуси. Птицы, поедая клюкву, в свою очередь, способствуют повышению продуктивности болот. Сплошная польза для экосистемы. Даже несколько кустиков на гектар американского растения способствовала бы лучшему опылению болотной клюквы и появлению в перспективе урожайных гибридов в болотных массивах.

Аналогично можно профинансировать и внедрение в культуру практики искусственного выращивания грибов. Но с одной принципиальной оговоркой – ставку надо делать не на шампиньоны и вешенку, а на зимний гриб и вешенку лимонную. Испытанные лекарственные виды.

Эти и другие примеры свидетельствуют о том, что в бюджете Союзного государства заложен громадный потенциал интеграционного эффекта. Надо лишь создавать, внедрять и отрабатывать такую схему и технологическую и финансовую цепочки, которые были бы понятны населению и убеждали не одиночек-бизнесменов, а тысячи граждан в преимуществах расходования средств налогоплательщиков.

10155119_768892139790691_809226348_n.jpg
Автор: Николай Петрушенко,
бывший депутат Верховного Совета СССР, сопредседатель группы «Союз»,
полковник в отставке

***
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.